Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ КАК АСПЕКТ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ КАК АСПЕКТ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИ

    М.Пальчик (Новосибирск)

    Процесс мышления является продуктом жизнедеятельности системы «тело-дух» (см. предыдущую заметку) и включает два этапа. Первый этап связан с восприятием и формированием внутренней позиции; логически не связанные описания деталей контекста, их эмоциональная окраска, телесные ощущения по их поводу и само физическое тело включены в категорию «тело». При формулировке проблемы «тело» является источником своеобразной «аксиоматики», т.е. исходной позиции (см. предыдущую заметку), которая возникает в процессе восприятия и на которой основываются логические построения второго этапа. Второй этап представляет собой процесс обработки собранной информации и порождения ментальных описаний, касающихся смысла происходящего, и связан с категорией «дух». Мы хотели бы подробнее рассмотреть первый этап. Мы обсудим технику интеграции, позволяющую легко корректировать восприятие и фрагменты картины мира, т.е. создавать более адекватную «аксиоматику» для процесса мышления. Данная техника также позволяет решать любые эмоциональные конфликты и проблемы, которые в данном контексте можно рассматривать как результат раскола энергии ци на составляющие инь и ян. Любые проблемы и связанные с ними тупики также можно рассматривать как ошибку восприятия, которая исчезает вместе с проблемами в ходе восстановления энергии ци.
    Все процессы, связанные с категорией «тело» и касающиеся формирования «аксиоматики», удобно рассматривать с энергетической точки зрения. В даосской традиции рассматривается движение энергии по микрокосмической орбите. В некоторых случаях процесс движения энергии может нарушаться под воздействием внешнего давления, что создает впечатление стресса и ведет к появлению проблем. Под проблемой мы будем понимать нарушения в некскольких тонких планах, например, в сенсорном, эмоциональном, ментальном и событийном (в модели тонких тел им соответствуют эфирное, астральное, ментальное и каузальное тела). Любая проблема проецируется также на физическое тело, где представлена мышечными блоками (хроническими неосознаваемыми спазмами). Таким образом, каждому телесному блоку можно сопоставить присутствие дискомортных ощущений в теле, которые иногда проявляются в виде симптомов заболеваний, а также особой, искаженной эмоциональной реакции и соответствующих искажений в картине мира. Наличие телесных блоков и связанных с ними проблем ведет к прерыванию потока энергии по микрокосмической орбите, а также блокировке энергии в различных зонах тела (телесных уровнях). В предлагаемой технике интеграции присутствуют шаги, восстанавливающие движение энергии и инициирующие ее трансформацию, восстановление энергии ци и коррекцию картины мира, что ведет к новым, более адекваттным решениям.
    В нашей модели тело рассматривается как инструмент восприятия. Как известно, любое событие или его фрагмент, представленный в виде образа, порождает набор ощущений в различных телесных уровнях. Каждое из таких ощущений имеет эмоциональную окраску. В тех зонах тела, где имеются блоки, обычно присутствуют негативные эмоциональные переживания. Они представляют собой привычные (выученные) эмоциональные реакции, мало зависящие от реального хода событий: эмоциональная реакция возникает не столько на внешние обстоятельства, сколько на порождения картины мира данного человека. Каждая такая реакция обусловлена блокировкой движения энергии ци, ее распадом на составляющие инь и ян и скоплением янской или иньской энергии в соответствующей зоне тела. Этот процесс, в свою очередь, обусловлен наличием там телесных блоков.
    Рассматриваемая ниже техника предполагает умение восстанавливать по характеру ощущения как старые ситуации стресса, приведшие к формированию блока, так и актуальные ситуации, имеющие отношение к данной проблеме. Это умение представляет собой один из вариантов практики «выслеживания», описанной нами в предыдущих статьях. В данном случае эта практика включает следующие шаги. 1. Расфокусировать внимание во всем теле и за его пределами. 2. Представить образ проблемной ситуации. 3. Найти различные телесные ощущения, возникающие в процессе такой визуализации. 4. Осознать характер и структуру телесного ощущения в выбранной зоне тела. 5. Определить эмоциональную окраску. 6. Вспомнить набор эпизодов личной истории с такими же телесным ощущением и эмоциональной окраской. Эта техника позволяет по любому дискомфортному ощущению восстанавливать развитие данного стереотипа восприятия.
    Перейдем к обсуждению техники интеграции. Нам будет удобно использовать модель телесных уровней, основанную на представлении о семи чакрах. Каждая чакра рассматривается здесь как центр восприятия, и с каждой из них связывается соответствующий телесный уровень. Телесные блоки в такой модели классифицируются в соответствии с телесными уровнями. Можно говорить о блоках первого уровня, второго и т.д. Наличие блоков на данном уровне означает снижение чувствительности этого уровня и постоянное присутствие некоторого напряжения, дающего стандартную для данного человека эмоциональную окраску, слабо зависящую от реальных обстоятельств. Это ведет к искажению восприятия и картины мира.
    В стандартной модели можно (очень условно) дать универсальную классификацию нарушений эмоционального восприятия. 1 уровень – беззащитность, бессилие, безнадежность, панический ужас, сексуальное отвращение; 2 уровень - паника, страх общения, тревожность, сексуальные страхи и отвращение, нестабильность, страх будущего, раздражительность, неуживчивость. 3 уровень - агрессия и страх, патологическое самоутверждение, соперничество по любому поводу; 4 уровень - одиночество, покинутость, обиды, чувство несправедливости, невостребованности, ненужности, ненависть, зависть, страдание, униженность; 5 уровень - ощущение тупика, отчаяние, соперничество (только с равными), высокомерие и жалость к себе, стремление все объяснить рационально («все по правилам»); 6 уровень - неверие, безразличие, рационализм, страх чуда, страх веры, запрет на творчество.
    Приведем для примера стенограмму демонстрации во время тренинга. Участница тренинга жалуется на конфликт с одним из своих сотрудников, который «совершенно не хочет выполнять свои обязанности». Во время демонстрации мы предлагаем ей «смотреть» на этот конфликт с разных уровней. Термин «смотреть» в данном контексте означает осознать ощущение и его эмоциональную окраску в данном уровне. Для дальнейшей работы можно воспользоваться упомянутой выше практикой выслеживания.
    - Какова самая сильная эмоция? - Гнев. - Где он ощущается? - На третьем уровне. - Посмотри с четвертого уровня, отсюда что? - Безнадежность. - Что с пятого уровня? - Давление и слезы. - Посмотри с шестого уровня. - Все кажется неважным…не хочется спорить... но есть любопытство. - Посмотри с седьмого уровня. - Покой. Принятие. - Теперь взгляни со второго уровня. - Там слезы. - С первого. - Отторжение…
    В приведенном примере восприятие выглядит разорванным и противоречивым: отторжение – слезы – гнев – безнадежность – давление – любопытство - принятие и покой. Обычно осознается только одно из этих чувств, причем, в разных контекстах и в разные моменты это могут быть разные чувства. Заметим, что распределение энергий остается фиксированным, т.е. весь набор эмоций постоянно присутствует в теле, однако внимание переключается, в зависимости от контекста, с одного на другое, так что у человека возникает иллюзия, будто он испытвает множество противоречивых чувств. Это сопровождается внутренними диалогами.
    Первый шаг рассматриваемой здесь техники интеграции состоит в осознании всех присутствующих в теле эмоциональных расколов. Дальнейшие шаги могут быть разными, в зависимости от задачи. Если подходить стратегически, т.е. ставить задачу полного освобождения от подобных конфликтов, необходимо воспользоваться техникой выслеживания (см. выше) и подвергнуть энергетической трансформации все выслеженные эпизоды личной истории. Авторские версии практики перепросмотра личной истории описаны нами в других статьях. Если же задача состоит только в решении данного конфликта, то можно воспользоваться другим приемом, который был также применен в данной демонстрации:
    - Теперь настройся на седьмой и шестой уровни, и объедини их… И добавь к этому пятый уровень. Что получается? - Отстраненное наблюдение... - Добавь к этому четвертый уровень. Еще больше расслабляя и раскрывая тело, расфокусируй внимание и создай ощущение расширения и раскрытия тела. И пройдись по всем чакрам, добавляя каждый раз новую. Что получается, когда добавляешь четвертый уровень? - Нежелание сохранять конфликт. - Хорошо. Проведем сразу всю медитацию. Раскрой первый уровень и седьмой, создай вертикальный поток, раскрой все уровни и усиливай поток. Чувствуешь его сейчас? - Да. - Посмотри на ситуацию, как она воспринимается с разных чакр. Спроси себя, что сейчас на четвертом уровне? Что на втором? И жди, пока энергии не начнут плавно перетекать друг в друга. Мы сейчас делаем то, что стал бы делать человек, если бы белый свет у него внезпно разложился на семь элементов. Вы знаете, что семь цветов дают видение в белом свете. И представьте себе, что происходило бы, если бы мы смоторели через фильтр, который пропускает только красные лучи. Единственное, что мы увидели бы в этой комнате, это какие-то редкие элементы красного цвета. Остального бы он не увидел! А потом бы он посмотрел через оранжевый фильтр. Потом через желтый, зеленый и т.д. И через каждый фильтр была бы совершенно другая картинка. И это примерно то же самое, что получилось у Т. Когда она смотрит через один фильтр, она чувствует гнев. Через другой фильтр чувствует слезы. Каждый уровень сам по себе – это настройка на определенный срез. И если мы в этой метафоре соединим все цветовые оттенки, то мы получим целостное видение, - именно то, что мы видим в комнате, и это будет сильно отличаться от красных фрагментов, или от оранжевых… и то, что Т. сейчас делает – это объединение всех цветов, всех оттенков, для того чтобы видеть ситуацию в целом, а не отдельные ее грани. Как сейчас? Посмотри, как видится ситуация в целом? - Как же словами это сказать… - Как ты относишься к этому человеку, что происходит, почему он этого не делает, что ты собираешься с ним делать… - Ну, что касается «почему он не делает» – он задет моим вторжением, он считает, что это его профессиональная территория. - Интересное понимание. Оно не возникало, пока мы смотрели с какого-то отдельного уровня. Здесь есть объемность. Одно дело, когда человек просто упрямый и тупо настаивает, и другое дело, когда мы понимаем, что задеты его мотивы. - А я – давлю… - Тогда получается, что Т. давит, он реагирует, а она чувствует безнадежность и слезы. Тоже интересная ситуация. А зачем тогда давить, возникает вопрос. А когда он возникает - это шанс осознать в себе силу, которая заставляет давить. - Это страх, собственная беспомощность… - Сейчас эта беспомощность есть? - Нет. Я знаю, как мне обращаться с этим человеком.
    В данной демонстрации мы использовали приемы расфокусировки и концентрации, а также состояния «быть в первом внимании» (см. предыдущую статью). Итак, рассмотренная здесь техника интеграции состоит из двух этапов. На первом этапе достигается осознание всех расколов, которые сопровождаются застоем энергии в разных телесных уровнях. Второй этап техники заключается в том, чтобы инициировать движение энергии и довести процесс до полной трансформации, одновременно оставаясь в контакте с проблемным эпизодом.