Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > К ОБОСНОВАНИЮ СПОСОБА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В...

К ОБОСНОВАНИЮ СПОСОБА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В...

    Н.Р. Салихова (Казань)

    К ОБОСНОВАНИЮ СПОСОБА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    Работа выполняется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 04-06-00382а).
    Развитие личности предполагает интериоризацию ценностей, которые указывают человеку направление желаемого преобразования действительности и выступают функционально автономными по отношению к потребностям источниками смыслообразования (Леонтьев Д.А., 1999). В психологии исследования ценностей как высших регуляторных структур психики осуществляется в основном в плане изучения иерархии ценностных ориентаций или обоснования новых способов классификации самих ценностей. Однако для понимания закономерностей функционирования и развития ценностно-смысловых структур личности важно исследовать ценности не только в плане содержания того, что представляется человеку должным или желаемым, но и при соотнесении должного, желаемого с возможным, доступным, т.е. на пересечении как с мировоззренческими структурами сознания, так и со структурами самосознания. И хотя основной содержательный смысл ценности определяется ее значением, тем общественно-историческим опытом человечества, который в ней кристаллизован, преломление ценности в смысловых структурах личности, ее личностный смысл задается и в пространстве интеграции должного и возможного, соотнесении степени значимости ценности и оценки ее реализуемости в жизни.
    В некоторых концепциях именно дистанция между доступностью ценности и степенью ее важности осмысляется даже как смыслопорождающая и конституирующая саму ценность (Р.Х.Шакуров, 2003). Хотя, с другой точки зрения (Е.Б.Фанталова, 1992), более оптимальным считается состояние близости этих параметров, а рассогласование рассматривается как фактор фрустрации по типу или внутреннего вакуума, или конфликта. Ранее, нами экспериментально было выявлено, что в отношении рассогласований, возникающих при оценке меры важности ценности и меры ее реализации, существуют две полярные тенденции. Во-первых, это тенденция к согласованию меры важности ценности и ее реализуемости. В соответствии с ней человек реализует то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет и понижает ценность того, что недоступно. В каком-то смысле эту тенденцию можно истолковать как проявление свободы, осуществляемой в границах того, что возможно для человека. Методически наличие этой тенденции выявлялось через оценку статистической корреляционной связи показателей параметров важности и доступности ценности, который был обозначен как индекс реализуемости. Во-вторых, это тенденция к рассогласованию или в крайнем ее выражении к поляризации меры важности ценности и ее доступности, в соответствии с которой реализованное и доступное обесценивается, а недоступное кажется более ценным и важным именно в силу недоступности. Эмпирическим индикатором этой тенденции стала положительная корреляционная связь таких параметров как мера важности ценности и разницы важность-доступность, которая была обозначена как индекс барьерности. Максимально выраженная тенденция рассогласования приводит к проявлению поляризации параметров важности и доступности, индикатором которой является отрицательная корреляционная связь между ними, и которая была обозначена как индекс проблемности ценности.
    Выявилось, что обе эти качественно разнородные тенденции не исключают друг друга и могут действовать параллельно. Преобладание одной из этих тенденций, а также их качественно своеобразное сочетание создает в контексте личностной ценности дополнительный, инвариантный по отношению к общественно выработанному содержанию ценности смысл, кумулирующий в себе эффект оценки рассогласования между мерой важности и доступности ценности и внутренней переработки этого рассогласования. Соотношение данных тенденций в процессах смыслообразования, исходящих от личностных ценностей, явилось основанием выделения таких типов смыслообразования как барьерно-проблемный, барьерный, барьерно-реализуемый, свободно-реализуемый и свободный типы, каждый из которых имеет определенную количественную выраженность индексов реализуемости и барьерности-проблемности.
    Для обоснования эмпирической валидности такого способа выделения типов смыслообразования в контексте личностных ценностей нами был проведен цикл исследований, в котором выявляемые типы смыслообразования соотносились с возрастно-специфическими и гендерно-обусловленными особенностями социальной ситуации развития личности. В процедуре попарного сравнения испытуемые оценивали ценности по критериям важности и доступности для себя в настоящее время. Использовались разработанные М.Рокичем списки терминальных и инструментальных ценностей. Для данных каждой из групп внутри списка ценностей был проведен корреляционный анализ взаимосвязей показателей важности (Ц), доступности (Д) и разницы между ними (Ц-Д). В исследовании приняли участие 268 испытуемых в возрасте от 15 до 40 лет, мужчины и женщины в равных соотношениях. Полученные результаты анализировались в соотнесении с имеющимися в научных источниках описаниями особенностей социальной ситуации развития для исследованных групп.
    Результаты исследования возрастных особенностей типов смыслообразования показали преобладание индексов барьерности в процессах смыслообразования в начале жизненного пути (группа 15-20 летних), уменьшение индексов барьерности и увеличение индексов реализуемости в более старшей возрастной группе (от 20 до 30 лет) и некоторое увеличение индексов барьерности в группе от 30 до 40 лет по сравнению с предыдущей группой. Полученные результаты представляются вполне закономерными, поскольку в развитии личности неизбежно должно существовать опережающее усвоение ценностей, так как именно ценности дают основные ориентиры в жизни, представление о том, к чему следует стремиться; иерархия ценностей в каком-то смысле представляет собой свернутый сценарий жизни. Поэтому иерархия ценностей неизбежно складывается раньше, чем возникает реальная необходимость и условия для реализации ценностей в жизни. Это приводит к тому, что в оценку доступности ценностей вмешивается переменная времени, от которой зависит развертка этого сценария. Именно поэтому в юношеском возрасте, который характеризуется как переход к взрослой жизни, когда притязания уже сформированы, но реальный уровень социальных достижений еще минимальный, индекс реализуемости также оказывается минимальным, а индекс барьерности – максимальным. Дополнительно проведенное сопоставление количества барьерных типов смыслообразования с данными о психологическом возрасте в юношеской группе показали, что у тех, кто психологически старше своего хронологического возраста, количество барьерных типов смыслообразования меньше, а реализуемых больше, чем у тех, у кого хронологический возраст или совпадает с психологическим возрастом, или оказывается меньше него. Некоторое увеличение индекса барьерности (но не сопровождаемое уменьшением индекса реализуемости) в группе от 30 до 40 сопоставимо с имеющимися данными о содержании и результатах кризиса перехода от молодости к взрослости (около 30 лет). В этом возрасте достигнутая некоторая определенность и реализованность в жизни приводит к более реальному пониманию границ собственных возможностей, новому сопоставлению желаемого и возможного, что в отношении некоторых ценностей может усиливать тенденцию рассогласования как следствие или появления новых целей, или разочарований в уже достигнутом.
    Сопоставление особенностей типов смыслообразования в мужских и женских выборках выявило, что у большинства личностных ценностей существует гендерная специфика типов смыслообразования, и она соотносится с социокультурно обусловленными гендерными стереотипами, а также гендерной спецификой социальных норм и образа жизни. Относительно некоторых ценностей прослеживается гендерная же специфика возрастных изменений типа смыслообразования, которая содержательно вполне соотносится с имеющимися в возрастной психологии сведениями о возрастно-типических и гендерно-обусловленных изменениях социальной ситуации развития, изменениях возрастного сознания и самосознания. В группе женщин гораздо больше ценностей с возрастом не меняют типа смыслообразования (67%), тогда как в группе мужчин лишь 25% из использованного списка ценностей не изменяют типа смыслообразования. Повторяется хорошо знакомая и узнаваемая закономерность о большей вариативности и изменчивости мужского и о большем постоянстве и консервативности женского начала. В целом количество ценностей, в отношении которых проявляется тенденция согласования, больше у мужчин по сравнению с женщинами (67%), а у женщин больше барьерных и барьерно-реализуемых типов смыслообразования (83%), что проявляет преобладание у них тенденции рассогласования. Таким образом, можно говорить об особенностях смыслообразования, характеризующих гендерную ассимметрию у женщин в сторону барьерности, преобладания тенденции к рассогласованию, а у мужчин – в направлении согласования и большей свободы в рамках возможного для себя.
    Соотнесение типов смыслообразования, возникающих в контексте инструментальных и терминальных ценностей также показало наличие некоторой вполне ожидаемой специфики выраженности барьерности или реализуемости в типах смыслообразования. Результаты свидетельствуют о том, что инструментальные ценности находятся в зоне большего контроля со стороны личности по сравнению с терминальными, и большая их значимость ведет и к большей реализуемости, тогда как в отношении терминальных ценностей в большей мере выражен эффект барьерности, рассогласования важности и доступности ценности. Такая особенность смыслообразования в контексте инструментальных ценностей, характеризуемая большей по сравнению с терминальными ценностями выраженностью тенденции к согласованию и более высокими индексами реализуемости, представляется вполне закономерной. Поскольку инструментальные ценности, фактически, представляют собой описание черт или качеств личности, то они полагаются личностью как свои собственные, внутренние атрибуты, и поэтому могут восприниматься зависящими от себя, находящимися в зоне большего своего контроля. Терминальные ценности в большей степени проецируются вовне как атрибуты внешнего мира, и потому воспринимаются как то, что менее подвластно самому человеку, и в этом смысле они не столь свободны в реализации. Это обоснование подтверждается и результатами сравнения индексов барьерности инструментальных ценностей в группе студентов и группе аспирантов. Так, в группе студентов он выше, чем в группе аспирантов, что соответствует данным об увеличении степени владения своими собственными личностными и характерологическими проявлениями в более старших возрастных периодах.
    Таким образом, предложенный нами способ выделения типов смыслообразования в контексте личностных ценностей позволяет получать данные, содержательно соответствующие уже имеющимся в психологии фактам, типы смыслообразования в контексте конкретных ценностей, определяемые таким способом, соотносятся с возрастно-типичными и гендерно-обусловленными особенностями социальной ситуации развития личности. Это позволяет говорить о том, что полученные данные свидетельствуют об эмпирической валидности предложенного способа выделения типов смыслообразования в контексте личностных ценностей.