Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ

    А.А. Калюжный, Ю.Н. Махина (Актюбинск)

    Переход к новым социально – экономическим отношениям выдвигает задачу развития в человеке способностей преодолевать возникающие проблемы, предлагать их нестандартные решения, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Новый ракурс получает проблема раскрытия творческих возможностей человека, от решения которой зависят условия его эффективной жизни и деятельности в интенсивно меняющемся мире.
    Между тем возможности, предоставляемые существующей отечественной системой образования для творческой самореализации, весьма ограничены. Современная система образования ориентирует, в основном, на ретрансляцию ученикам научных знаний и достижений. Отсутствует научно обоснованная система обучения, которая позволила бы совмещать индивидуальную творческую самореализацию ученика и общественно- государственный заказ на образование.
    При несоответствии традиционных целей и форм образования новым требованиям и жизненным потребностям общества растет отчуждение учащихся от внешне заданного образования, что приводит к развитию таких негативных явлений, как невостребованность творческого потенциала подрастающего поколения.
    Противоречие между потребностью человека в самореализации и задаваемыми современным образованием статичными условиями его обучения, могут быть разрешены разработкой особой системы обучения, интегрирующей личностные и общественные образовательные цели.
    В исследованиях ученых, предметом изучения которых является комплекс вопросов, связанных с образованием личности (ее мышлением, деятельностью, активностью, индивидуальностью, самоактуализацией и т.п.), наметилась тенденция утверждения педагогической ценности личностной ориентации обучения. Признание личностного созидательного характера образования является той инвариантной идеей, которая присуща и принципиально важна для современных философских, психологических и педагогических исследований проблем творческой самореализации человека. В анализе научных трудов ученых советского и постсоветского пространства наиболее ярко выделяются следующие области и направления продуктивного образования: психологии и творчества (Л.Н.Алексеева, С.Н.Василевский, Ч.М.Гаджиев, П.Я.Гальперин, Ю.К.Кулюткин, И.М.Розет, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин и др.); творчески ориентированные образовательные системы (В.И.Андреев, Н.Ф.Вишнякова, Н.П.Пархоменко и др.); системы подготовки учителя к творческой деятельности (С.И.Архангельский, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин и др.).
    В ряде современных образовательных систем достаточно полно теоретически обоснованных и эффективно внедренных в практику. Показал эвристическую составляющую как необходимый инвариант каждой из систем: развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков и др.), проблемного обучения (В.Оконь, М.И.Махмутов и др.), теорию решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер и др.).
    Анализ проведенных исследований показал, что к настоящему моменту необходима концепция образования, особого эвристического типа обучения, определяющая смысл образования человека через его деятельность. По индивидуальной самореализации, сопровождающуюся созданием личностно и общественно-значимых образовательных продуктов.
    В основе эвристического обучения лежит эвристическая образовательная деятельность, теоретические основания которой связаны с эвристикой – наукой о создании нового.
    Процесс создания новых общественно-значимых образовательных продуктов тесно связан с проблемой познания и практического применения продуктивных качеств мышления. Творческий, продуктивный образовательный процесс – это многогранный, феноменально сложный процесс, содержащий множество составляющих. Он сопряжен с высоким напряжением всех духовных сил человека, требует интенсивной умственной деятельности и воображения, концентрации внимания, волевого напряжения, мобилизации всех знаний и опыта на решение поставленной задачи. Не всякую интеллектуальную деятельность можно назвать творческой. Умственный труд может быть механическим, с однообразно повторяющимися операциями - алгоритмами. Творчество в аспекте образования – это целенаправленная теоретическая и практическая деятельность, которая приводит к созданию новых, неизвестных ранее образовательных результатов.
    Эвристическая деятельность одна из составляющих творчества, а эвристика старейшая научная область. Ее ветвью является педагогическая эвристика, которая изучает основы организации продуктивной учебной и последующей профессиональной деятельности специалиста. Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в нестандартных ситуациях, т.е. тогда, когда перед человеком стоит задача (проблема), решение которой он ранее не встречал в своей практике.
    Общепринятая точка зрения на трактовку понятия «творчество» заключается в том, что творчество как вид человеческой деятельности отличается, прежде всего, новизной и оригинальностью его продукта. Этой точки зрения придерживается и отечественный психолог Л.С. Выготский, который называет творческой деятельностью всякую такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это создание какой – нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. А.Г. Спиркин продолжил мысль Л.С. Выготского дальше, понимая под творчеством мыслительную и практическую деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры. Если же он нов лишь для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения. Итак, объективная и субъективная новизна и оригинальность продукта выступает как признак творческой деятельности.
    Н.А. Бернштейн, Д.Б. Богоявленская в качестве основной характеристики творческой деятельности выделяют интеллектуальную инициативность, понимаемую, как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. Интеллектуальной сфере – не тождественные понятия. Н.А. Бернштейн и Д.Б. Богоявленская справедливо отличают интеллектуальную инициативу: во – первых, от инициативы выбора, предпочтения мыслительной деятельности другим видам деятельности; во – вторых, от стремления к перевыполнению задания, когда субъект деятельности просит дать ему еще несколько заданий. Последнее может быть проявлением не интеллектуальной инициативы, а самоутверждением на фоне эмоционального подкрепления. Д.Б. Богоявленская выделяет три качественных уровня интеллектуальной инициативы. Первый уровень – стимульно–продуктивной, когда человек при самой добросовестной найденного способа деятельности. Второй уровень – эвристический. На этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную инициативность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Имея достаточно надежный способ решения, человек продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи. Что проводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Третий, высший уровень интеллектуальной инициативности – креативный, в котором обнаруженная субъектом экспирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приемом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри.
    На стимульно – продуктивным уровне интеллектуальной инициативности задачи анализируются субъектом во всем многообразии их индивидуальных особенностей, но как частные, без соотнесения с другими задачами. Это тип познания единичного. При переходе на эвристический уровень происходит сопоставление ряда задач, в результате чего открываются анализу их исходного генетического основания, мысль достигает всеобщего характера. Таким образом, можно выделить, как условие творческой деятельности, - интеллектуальную инициативность субъекта деятельности.
    И.Я.Лернер, А.Н.Лук, А.А.Смирнов и др. выделяют как важный признак творческой деятельности – критичность мышления субъекта деятельности, способность его к оценочном суждениям, характеризующееся тем, насколько личность в состоянии объективно и других, используя надежные, объективные критерии, формулируя свои оценочные суждения; критичность мышления проявляется также в умении находить причины своих ошибок и неудач.
    Ряд авторов (К.А.Абульханова, С.С.Гольдентрихт, В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю.Степанов и др.) выделяют рефлексию, как необходимое условие творческой деятельности. Под рефлексией в психологии обычно понимают процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
    Различают три вида рефлексии: элементарная, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении; научная – критика и анализ теоретических знаний, методов и примеров, которые свойственны данной области научного исследования; философская – осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Как форма познания, рефлексия, есть не только критический, но и эвристический принцип: она выступает как источник нового знания. Способность к рефлексии является одним из условий творческой деятельности.
    Творчество – процесс реализации алгоритма, так считает Г.С. Альтшуллер. Так, в книге «Алгоритм изобретения» он выдвигает идею: надо составить алгоритм, как – то заложить его в умы учеников, и тогда они начнут изобретать, т.е. ими будет осуществляться творческая деятельность. Однако, алгоритм – конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач. Но решение однотипных задач не составляет творческой деятельности. И.Я. Лернер высказывает явно противоположное, и наш взгляд, справедливое мнение, что творчеством мы будем называть процесс создания человеком качественно нового посредством специфических, интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. Таким образом, наличие новизны структурных компонентов процесса деятельности – один из признаков творческой деятельности.
    Некоторые авторы, например, В.И. Андреев ограничивают продукт деятельности социальной и личной значимостью. Введение этого признака предполагает наряду с понятием «творчество» введение понятия «анти - творчество», по – своему близкое к значению «варварство», когда речь идет о человеческой деятельности, также имеющей новизну и оригинальность, но ее результат способствует распаду. Поэтому любое определение понятия «творчество» в отрыве от целей человеческой деятельности и ее созидательного смысла неизбежностью приводит к формальному и даже ложному определению этого понятия. Следовательно, необходимо выделить как признак творческой деятельности – социальную и личную значимость продукта деятельности.
    Из определения творчества через созидание нового выпадает культурно – воспитательное содержание трудовой, научной и другой деятельности, исчезает сам человек, а в итоге исчезает и творчество. Остаются лишь его предпосылки и условия. Эта точка зрения не удавливает специфики свободного действия по закону необходимости (необходимость – свободна – необходимость) и необходимого действия по закону свободы (свобода – необходимость - свобода), не говоря уже об их единстве и взаимопереходах. Таким образом, необходимо выделить как условие творческой деятельности – наличие определенной степени свободы личности.
    Многие исследователи, например, А.М. Коршунов придают большое значение имеющимся у субъекта знаниям для осуществления творческой деятельности, которые в свою очередь могли бы быть получены либо в процессе самопознания, либо с помощью аккумулирования знаний других. Вследствие этого, можно выделить как условие творческой деятельности – способность к аккумулированию и использованию творческого опыта других, характеризующееся тем, насколько личность быстро «схватывает» и эффективно овладевает новыми рациональными приемами, методами, которыми владеют старшие по возрасту, или более опытные, более способные сверстники.
    Из вышесказанного следует, что творческая деятельность определяется через ряд признаков и предполагает наличие необходимых условий ее осуществления. В свою очередь условия осуществления творческой деятельности представляют собой двухкомпонентную систему, включающую объективные и субъективные условия. Одним из объективных условий является наличие определенной степени свободы личности. В крупный блок субъективных условий могут быть объединены творческие способности личности.
    Обобщив вышесказанное, определим понятие «творческая деятельность». Она характеризуется:
    - объективной и субъективной новизной и оригинальностью продукта деятельности;
    - социальной и личной значимостью, прогрессивностью продукта деятельности;
    новизной структурных компонентов процесса деятельности.
    Психологической основой педагогической эвристики являются представления о природе творчества, личностных качествах человека, определяющих и обуславливающих продуктивную образовательную деятельность.
    Главным побудительным мотивом творчества, - считает американский психолог К.Р.Роджерс, как оказалось, является стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала учащегося – условие его успешной творческой деятельности в образовании.
    Исследуя природу творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности креативностью.
    Креативность – это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей – элементов (воображение, ассоциативность, фантазия, внимательность)
    Креативность является основной, но не единственной способностью, обеспечивающей эвристическую образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества в опосредованной деятельности у учащегося непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется когнитивная. Для того чтобы креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и выражались в общеобразовательных результатах обучающегося, необходима организационно-методическая деятельность, осуществляемая на базе соответствующих способностей. К оргдеятельностным способностям относятся такие качества как целеустремленность, целеполагание, планируемость, самоопределение, рефлексия и другие. Необходимым условием организации творчества является ассертивность – способность сделать все по-своему. Ассертивность означает своеобразие самовыражение личности в противоположность манипулирования ею.
    Таким образом, эвристическое обучение опирается, по крайней мере, на три интегративных способности обучающегося: креативную, когнитивную, оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание такой образовательной продукции, которая носит характер общеобразовательного результата, а не отдельных его элементов.
    Эффективная творческая самореализация обучающегося обусловлена степенью развития отдельных его эвристических качеств, которые обеспечивают творчество необходимым «инструментарием». Кульминацией творческого процесса выступает эвристическое действие, понимаемое обычно как внезапное озарение, инсайт.
    Таким образом, социально-психологическая сущность педагогической эвристики определяет ее значимость в развитии творческой личности обучающегося в условиях личностно-ориентрованного обучения современной системы образования.