Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В...

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В...

    О.Я. Пономарева (Екатеринбург)

    ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

    В современных нестабильных социально-экономических условиях развития общества повышается интерес к осознанию перспектив развития профессиональной карьеры выпускника высшего профессионального учебного заведения c 1 курса обучения и его подготовленности в соответствии с требованиями работодателя и рынка труда. И эти требования адресованы, прежде всего, не к знаниям, а к компетенциям личностным и профессиональным. Интерес работодателя связан с субъектной характеристикой молодого специалиста, особенностями его самореализаии.
    Как отмечала Л.И.Божович (1997), термин «субъект» обозначает важнейшее качество личности, как способность овладеть миром, творить себя, создавать нечто новое в социуме. Быть субъектом, значит так же быть функциональным в незаданной полностью системе координат, достраивая их.
    Учебная деятельность, связанная с субъет-субъектным взаимодействием, имеет свою особенность. Она направлена на изменение самого действующего субъекта, т.е. носит самоустремленный характер. Субъектом можно назвать того, кто способен «вступить в особые отношения» с самим собой, обратится к самому себе, его характеризует слово «само…», будь то: самосознание, развитое до чувства рефлексии, самостоятельность, самодеятельность, самообучаемость, за которой стоит более общее качество – открытость к самосовершенствованию и самореализации. Формирование творческого отношения к будущей сфере деятельности составляет, таким образом, сущность современного процесса обучения.
    Это обуславливает поиск и научное обоснование модели обновления технологии образования и средств ее психолого-педагогического обеспечения, отвечающих основной цели гуманизации высшей школы - развитию творческой индивидуальности студента, его самореализации на начальной ступени профессионализации, что, в большей степени, обеспечит высококвалифицированную подготовку выпускника и его реальную конкурентоспособность.
    Самореализация тесным образом связана с особенностями субъектной активности человека, и ее объективным проявлением - самоорганизацией. Как было отмечено, основными характеристиками субъектной активности является ее творческий характер, способность изменять окружающий мир (активность), и, что особенно важно, способность к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Ю.А. Миславский, С.Л.Рубинштейн и др.).
    Известно, что одной из важнейших черт личности, необходимой для успешного обучения в школе, вузе, а также развития профессиональной карьеры, является некоторая общая способность обучающихся к самостоятельной организации своей деятельности, общению, жизнедеятельности в целом (Граф Г.Г., Ильясов И.И., Ляудис В.Я 1981, Копеина Н.,С, 1988 и др).
    Самоорганизация вырастает в онтогенезе на основе саморегуляции как ее качественно новый этап, приобретая четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Впервые на материале исследования студентов Н.С. Копеиной(1988), а затем О.Я Андрос (1992, 1994) было экспериментально установлено, что она формируется постепенно и не у всех и является показателем личностной зрелости. Самоорганизация важна потому, что она позволяет высвободить время и силы для самосовершенствования, для реализации творческой активности и является синтезом духовных, философских и психологических составляющих жизни человека в этот ответственный период профессионального становления.
    Представляется, что в вузе с 1 курса обучения необходимо создавать среду обучения, расширяющую возможности компетентного выбора студентом жизненного пути и направленную на саморазвитие и самореализацию его личности. Благоприятной психологической предпосылкой для этого, как известно, является то, что именно в студенческом возрасте личность сама становится субъектом самовоспитания, ’’своими действиями создающая свою индивидуальность’’ (В.С. Мерлин (1996).
    Одной из форм проявления активности личности и всестороннего развития индивидуальности человека является формирование индивидуального стиля деятельности, общения, активности, соответствующего его индивидуальным особенностям. Это установлено на основе обширного экспериментального материала, полученного в Пермской психологической школе В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина за период с 1978 по 2004 гг. Исходя из подхода к развитию индивидуальности человека с данных позиций, необходимо отметить, что создание одной из моделей изменения образования в условиях гуманизации предполагает, таким образом, обязательность учета условий формирования ИСД. Как показывают многочисленные исследования, в качестве таковых могут выступать общие социально-психологические предпосылки и творческий характер самой деятельности, предполагающий снятие жесткой ее регламентации и возможность выбора способов ее выполнения самим человеком. В связи с этим условием формирования индивидуального стиля деятельности эвристическое значение для гуманизации образования имеет понятие зоны неопределенности деятельности (ЗНД), введенное В.С. Мерлиным (1976). Она возникает тогда, когда одна и та же конечная цель деятельности может быть достигнута при помощи различных операций, действий и промежуточных целей. Расширение диапазона ЗНД обеспечивает благоприятные условия для свободного выбора системы промежуточных целей, действий и операций, которая наиболее соответствует индивидуальным особенностям человека, а значит, сопутствует успеху в деятельности .
    Обновление технологии воспитательно-образовательного процесса в условиях гуманизации и демократизации с середины 80-х годов и, вновь, к 2000 году, привлекло внимание к проблеме самоуправления, в процессе которого студенты чувствовали бы себя полноправными субъектами обучения, свободными в творческой реализации принятых ими целей собственного развития и получения вузовского образования.
    Самоуправление (СУ), с одной стороны выступило, как социальный заказ общества; с другой - СУ регламентировало деятельность студента в ведущих сферах - учебной, научной, общественной и досуговой видах деятельности; с третьей стороны - СУ явилось особой привлекательной формой участия студентов в управлении высшим учебным заведением, впервые получило правовой статус в вузе, а потому инициировало активность, самостоятельный характер ведущей учебной деятельности. Но в контексте средства психологического обеспечения образования, самореализации и развития индивидуальности студента СУ не рассматривалось.
    Подробное обоснование, выполненное в диссертационной работе О.Я.Андрос ((1994), подтверждает возможность рассматривать СУ с этих позиций по ряду объективных условий.
    Является ли самоорганизация определяющим фактором развития творческой индивидуальности студента и его самореализации? Каким образом самоорганизация включена в структуру индивидуальности на разных возрастных этапах, каков вклад в ее развитие и подготовку конкурентоспособного выпускника?
    Цель настоящего этапа исследования, отраженного в статье, - показать, что расширение зоны неопределенности (диапазона) требований деятельности (ЗНД) в ситуации самоуправления является психологическим механизмом, одним из условий формирования индивидуального стиля, проявления активности студента и предпосылкой развития его индивидуальности и условием его самореализации.
    Исследование имело лонгитюдный характер, длиной в пять лет, в котором приняли участие студенты (в основном девушки) филологического факультета Пермского государственного педагогического университета, обучающиеся в 1986-1991 учебных годах, всего 104 человека (три экспериментальных и три контрольных студенческих академических группы).
    Изучению подлежали способы самоорганизации, раскрывающие особенности целеполагания, планирования, исполнения, контроля и регулирования в различных сферах жизнедеятельности (учебной, общественной, досуговой, бытовой) студентов, а также самооценка индивидуальных особенностей, обеспечивающих проявление самоорганизации и активности личности. Использовался вопросник индивидуального стиля самоорганизации (ИССМО), разработанный нами и проверенный на разные виды валидности и надежности (О.Я.Андрос, Ю.В.Зумарева 1990), и широко известные методики изучения особенностей нервной системы, темперамента, личности и социально-психологических особенностей.
    Для обработки данных использовались вычисление средних данных, стандартного отклонения, коэффициента вариации, корреляционный (по Пирсону), факторный анализы (метод главных компонент). Полученные результаты об особенностях развития индивидуальности студентов в условиях широкой и узкой ЗНД анализировалось по двум направлениям: 1) особенности формирования индивидуальных стилей в различных условиях требований деятельности; 2) особенности влияния индивидуальных стилей на развитие индивидуальности студентов и их самореализацию.
    В эмпирической части решение задач осуществлялось в три этапа. Первый этап-1 курс. Была разработана совместно со студентами «Программа индивидуально-творческого развития студентов в условиях самоуправления на 1986-1991 годы обучения») (далее Программа), самодиагностику и индивидуальную консультацию психолога по самоформированию стиля; выбор наиболее творческих преподавателей в качестве кураторов учебными группами эксперимента.
    Второй этап - 2-4 курсы. Вносились коррективы в Программу с учетом активности и мнения самих студентов; педагогического коллектива, администрации факультета, профсоюзной и комсомольской организации института. Осуществлялась психологическая поддержка и сопровождение студентов по ходу формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент предусматривал два направления: создание условий для самоформирования стилей и создание условий продуктивной самостоятельности (К.А. Осницкий) в основных видах деятельности. Особым требованием эксперимента выступала подготовленность педагогического коллектива к педагогике сотрудничества и соуправления, терпимость к ’’инакомыслию’’.
    Третий этап - 5 курс - включал повторный диагностический срез индивидуальных свойств и стиля самоорганизации и итоговую консультацию психолога о прогнозе самореализации и профессионального становления выпускника.
    Студенты контрольных групп обучались традиционным способом.
    Особенности формирования индивидуальных стилей в различных условиях широты требований деятельности выявил следующие тенденции самореализации студентов:
    1. В условиях широкого диапазона требований деятельности, создающих условия для самостоятельного выбора промежуточных целей, приемов и способов деятельности, уровень развития стилей и эмоциональный комфорт свидетельствуют о возможности студентов строить свою индивидуальность своими действиями с учетом объективных условий и индивидуальных особенностей самих студентов, возможность самореализации.
    2. Подтверждено, что моделью создания условий расширения диапазона требований деятельности может являться студенческое самоуправление, рассматриваемое как соуправление студенческого и педагогического коллективов. Самоуправление обеспечивает добровольное включение студентов во все сферы деятельности в процессе обучения в вузе при опоре на межличностное взаимодействие обучающего и обучающегося, а также с сокурсниками. Инициируя самодеятельность, оно направляет их активность на самопознание и самореализцию, что служит условием психологического обеспечения профессионального становления выпускника.
    3. Таким образом, анализ экспериментальных данных лонгитюдного исследования студентов от 1 курса обучения к 5-му позволяет вывести разные особенности самореализации студентов в процессе обучения в вузе. Возможность актуализированной самореализации состоялась в условиях, когда была создана оптимально благоприятная среда для всех участников педагогического взаимодействия – администрации вуза, педагогов, органов студенческого самоуправления и каждого конкретного студента.