Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ К.ЮНГА И...

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ К.ЮНГА И...

    С.А.Богомаз, Н.А. Анькаева (Томск)

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ К.ЮНГА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТИПАХ

    Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №05-06-06014а
    В многочисленных высказываниях и статьях многих психологов отмечается факт «параллельного» сосуществования академической и практической психологии [Залевский Г.В., 2004]. В свете этого представляется очевидной ценность исследований, в которых вольно или невольно возникают элементы «связности» двух параллельных «миров» психологии. Такие элементы можно наблюдать и в нашей работе, посвященной изучению природы психологических типов, концепцию о которых предложил К.Юнг. Его типология весьма активно используется в сфере психологической работы с персоналом, но в среде «академической» психологии интерес к юнговскому типологическому подходу лишь пробуждается в связи с пониманием его уникального потенциала [Шмелев А.Г., 2002]. Однако данный интерес разделяют далеко не всем отечественные психологи, критичное отношение которых к типологии К.Юнга обусловлено недостатком экспериментальных работ, посвященных изучению природы типологических различий.
    Несмотря на это критическое отношение, ее значимость для психологии (особенно дифференциальной), с нашей точки зрения, можно подтвердить словами самого автора: "моя типология гораздо вернее является критическим аппаратом, служащим для отбора и организации материала из хаоса эмпирических данных… Это … критическая психология, имеющая дело с организацией и определением границ психических процессов, которые, как может быть показано, являются типическими" [Юнг К., 1995].
    Учитывая перспективность типологии К.Юнга, а также проблемы, существующие в ее рамках, мы попытались изучить природу типологических различий, опираясь на современную психофизиологию. Одним из теоретических оснований этого подхода послужила концепция мозговой организации психических процессов, сформулированная А.Р.Лурией (1973). Согласно его мнению, типологические особенности функционирования психики могут определяться вариантами комбинации асимметрий автономных анализаторных систем в полушариях мозга. Как указывал А.Р.Лурия, эти комбинации заданы генетически и относятся к базальным характеристикам строения и функционирования мозга человека. Основываясь на этой концепции, мы теоретически и экспериментально начали обосновать идею о том, что природа юнговских типов, а, следовательно, и типическая избирательность восприятия и мышления человека, а также некоторые особенности его поведения, в какой-то степени могут быть объяснены через конструкт «базовых психических ориентаций». Они, как мы предполагаем, являются результатом системного взаимодействия полушарий мозга, специализированных относительно психических функций, предложенных К.Юнгом. Доказательству модели психических ориентаций, приводящей в соответствие психические функции К.Юнга и особенности межполушарной организации мозга человека, было посвящено несколько психофизиологических и психологических исследований. В ходе их на различных уровнях индивидуальности человека с привлечением объективных психофизиологических, а также психологических методик были продемонстрированы статистически достоверные различия между группами испытуемых, принадлежащих к различным типам. Совпадение их ожидаемых и фактических психологических свойств мы рассматривали в качестве подтверждения правильности сформулированных нами предположений о существовании 16 возможных специфических структур психики, задающих ее базовые свойства. Эти структуры позволяют выделить среди людей 16 своеобразных типов, которые мы называем базовыми или психофизиологическими. Их психологическое своеобразие легко удается описать в терминах типологии К.Юнга, а диагностировать их можно объективно, используя в качестве критериев типообразования наборы признаков функциональной асимметрии, отражающих морфофункциональную организацию полушарий мозга [Богомаз С.А., 1996-2004].
    Наличие у человека той или иной ориентации психики, как мы считаем, не жестко ее детерминирует, но определяет его предпочтения в восприятии информации и предпочтения в форме проявления собственной активности. В итоге он оказывается более чувствительным к нюансам определенного вида информации и способен более эффективно оперировать ими для достижения значимых целей и разрешения возникающих проблем. Очевидно, что с этими же предпочтениями связано формирование у человека основных его интересов в жизни. Можно ожидать, что если его индивидуальное развитие происходит в направлении творческого совершенствования его естественных типичных способностей оперировать все более тонкими нюансами воспринимаемой информации и естественной организации (канализирования) собственной активности, то его шансы «найти себя в жизни» (самореализоваться) намного возрастают [Богомаз С.А., Тренькаева Н.А., 2004].
    Однако человек в процессе жизни, коммуницируя с окружающими людьми, может приобретать устойчивые черты реагирования, мышления и поведения, которые не характерны для его психофизиологического типа. Используя эти вновь приобретенные особенности в качестве типологических критериев, мы можем данного человека отнести уже к другому типу. В рамках наших представлений этот тип получил название «коммуникативного» и его также можно характеризовать в терминах типологии К.Юнга. При этом мы специально акцентируем внимание на социальной обусловленности природы этого типа, формирующегося у человека в основном в ходе его адаптации к требованиям конкретной социальной среды.
    В противоположность этому, психофизиологический тип является по своей природе биологически обусловленным, поскольку в его основе лежит специализация полушарий мозга. Обратим внимание на то, что человек, диагностируемый по разным типологическим критериям, может одновременно принадлежать к совпадающим психофизиологическому и коммуникативному типам. Однако другой человек одновременно может принадлежать к типам, которые существенно различаются между собою. Степень этого различия, «расхождения», с нашей точки зрения, будет вносить существенный вклад в психологическое своеобразие человека. Оно, как мы предполагаем, будет тем заметнее, чем в большей степени его социально обусловленный коммуникативный тип «отклонится» от биологически обусловленного психофизиологического типа. Причина этого нам видится в том, что у человека одновременно как бы присутствуют две системы регуляции поведением. Одна из них детерминирована морфофункциональной организацией его полушарий мозга, а другая возникает, как мы предполагаем, в ходе его социальной адаптации. Логично предположить, что наличие у человека одновременно двух регуляторных систем может дезинтегрировать его психику и личность. Другими словами, очевидно, можно говорить о внутриличностном конфликте, предопределяющем своеобразие человека.
    Степень отклонения его коммуникативного типа от базового можно количественно оценить, используя специальный алгоритм ранжирования интертипных отношений [Богомаз С.А., 2000], возможность существования которых впервые была теоретически обоснована в юнговской типологии А.Аугустинавичюте (1982, 1983).
    Для подтверждения нашего предположения о наличии психологического своеобразия, возникающего при формировании у человека коммуникативного типа, мы, в частности, изучили структуру коммуникативной сферы испытуемых с помощью теста диагностики межличностных отношений Л.Н. Собчик (ДМО), а также структуру ценностно-смысловой сферы, используя тест Смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО).
    В нашем исследовании участвовали студенты (n=230) младших курсов психологического факультета в возрасте от 17 до 20 лет. У них, с учетом признаков функциональной асимметрии была определена принадлежность к одному из 16 психофизиологических типов, а с использованием типологического опросника была диагностирована принадлежность к одному из 16 коммуникативных типов. Результатом такого «двойного» типирования явилась возможность сопоставить базисный и коммуникативный типы, присущие каждому из обследованных. По итогам типологической диагностики нами были сформированы две группы испытуемых. В одну из них вошли испытуемые (n=23) с незначительной степенью «расхождения» между коммуникативным и психофизиологическим типом (коэффициент «отклонения» был равен 0 или 1 условной единице). Другую группу составили испытуемые (n=28), у которых наблюдалось существенное различие между двумя типами (коэффициент «расхождения» имел максимальные значения 12 или 13 условных единиц). Это предположительно означает, что в данной группе личностные особенности испытуемых в большей степени обусловлены их взаимодействием с социальным окружением.
    Две образованные нами группы испытуемых статистически значимо различались по 5, 7 и 8 октантам теста ДМО, оценивающим «покорно – застенчивый», «сотрудничающий – конвенциональный» и «ответственно-великодушный» типы взаимоотношений, соответственно. Исходя из этих различий, мы можем утверждать, что в случае, если развитие молодых людей сопровождается существенным изменением их типологической принадлежности, то для них характерными становятся такие личностные особенности, как желание подчеркнуть свою причастность к мнению большинства, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление быть «хорошим» для всех и поиск признания в глазах окружающих. При этом на фоне склонности к конформному поведению они испытывают неудовлетворённость своей способностью к сотрудничеству с другими людьми. Очевидно, что эти специфические личностные особенности испытуемых попадают под категорию гиперсоциализации.
    Анализ особенностей ценностно-смысловой сферы лиц, у которых коммуникативный тип в сильной степени отличался от их психофизиологического типа, показал, что они достоверно характеризовались низкими средними значениями по шкалам «процесс жизни» и «результативность жизни» теста СЖО. Следовательно, эти молодые люди и свое настоящее, и свое прошлое воспринимают как не интересное и бессмысленное. Заметим, что испытываемое ими чувство неудовлетворенности жизнью наблюдается на фоне адекватного уровня их социальной адаптации (об этом мы судили на основе других результатов психологического тестирования). В этой связи можно отметить, что достижение молодыми людьми приспособления к требованиям социального окружения в ущерб собственной индивидуальности, не обогащает их жизнь значимыми событиями. Вместе с тем возникает ряд важных вопросов: что может «оживить» их жизнь в условиях данной социальной реальности (наркотики, алкоголь, экстремизм?), где и при каких условиях они смогут почувствовать интерес к жизни?
    Образованные нами группы испытуемых достоверно различались также по показателю субшкалы «локус контроля-Я» методики СЖО, что свидетельствует о стремлении молодых людей, у которых коммуникативный тип существенно отклонялся от базисного, переложить ответственность за режиссуру собственного поведения и собственной жизни на окружающих.
    Таким образом, итогом нашей работы явилось экспериментальное подтверждение того, что в основе юнговских типов лежит функционирование полушарий мозга человека. Вместе с тем мы расширили представление о юнговских типах, сформулировав представление о том, что они у человека могут существовать в двух формах: как психофизиологический и как коммуникативный типы, с каждым из которых связана специфическая система регуляции поведением. Результаты наших исследований позволяют более аргументировано использовать типологический подход К.Юнга для решения проблем теоретической и практической психологии.