Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПСИХОДУХОВНЫМ КРИЗИСОМ

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПСИХОДУХОВНЫМ КРИЗИСОМ

    Абрамов Д.И., Козлов В.В. (Ярославль)

    Кризис (от греч. Krisis – решение, поворотный пункт, исход) – является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, кризис - необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис - это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. В настоящее время число людей, испытывающих те или иные кризисные состояния неуклонно возрастает. Это может быть связано как с внешними причинами (нестабильность общественных структур, наличие большого числа конкурирующих систем ценностей, общая неопределённость выбора возможных векторов развития социальной действительности и др.), так и с внутренними (поскольку кризисы являются своеобразными «ступенями» развития личности).
    Духовный кризис – это одна из разновидностей личностных кризисов. Его особенностью является обращение к духовной стороне человеческого бытия, к совокупности идентификаций личности, обозначенной В.В. Козловым как «Я-духовное» [3]. Ядро «Я-духовного» - это интимные, сакральные смыслы, которые касаются стержневых проблем бытия. Основные темы: одиночество, проблема смысла жизни, экзистенциальной грусти, тоски, проблема смерти, проблема служения. В состоянии психодуховного кризиса система идентификаций определённым образом трансформируется и возникает новое пространство экзистенциальных смыслов, в том случае, конечно, если кризис не был настолько силён, что привёл к распаду личности.
    Основатель трансперсональной психологии, С. Гроф, в книге «Неистовый поиск себя» ввёл понятие духовного кризиса как состояния, с одной стороны, обладающего всеми качествами психопатологического расстройства, а с другой - имеющим духовные измерения и потенциально способного вывести индивида на более высокий уровень существования [2]. Кризис рассматривался в контексте духовного самораскрытия (spiritual emergense), движения индивида к более расширенному, более полноценному способу бытия, включающему в себя повышение уровня эмоционального и психосоматического здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с другими людьми, природой и всем космосом. Важной частью этого развития является возрастание осознания духовного измерения как в своей собственной жизни, так и мире в целом.
    Психическое пространство рассматривается многими авторами как система, с одной стороны ограниченная индивидуальным эго и физическими структурами тела, а с другой - открытая опыту всего человечества и духовным реалиям бытия (Гроф, Ассаджиоли, Франкл и др.). И в определённый момент начинается переход за пределы индивидуальных ограничений к более обобщённому, интегрированному уровню существования. Стремление к этому переходу, по словам другого видного представителя трансперсональной психологии К. Уилбера, является имманентным свойством человеческой природы [8].
    Поэтому ряд кризисов, связанных с изменением «экзистенциальной картины мира», могут считаться закономерными. К ним относят пубертантый кризис, кризис середины жизни, инволюционный кризис. Но кризисные состояния могут возникать и независимо от вышеозначенных периодов. Их появлению могут способствовать причины физического характера, такие, как болезнь, несчастный случай или хирургическая операция. В иных же случаях непосредственным запускающим механизмом может послужить крайнее физическое напряжение или продолжительная бессонница. У женщин это может быть деторождение, выкидыш или аборт. Также не раз наблюдались случаи, когда наступление подобного состояния совпадало с необычайно сильным сексуальным переживанием [2]. В остальных случаях духовно-душевные кризисы начинались вскоре после травмирующего эмоционального переживания. Этим переживанием мог оказаться разрыв какой-то важной связи, такой, как смерть ребёнка или другого родственника, развод, либо окончание любовного романа. Подобным же образом цепь жизненных неудач, потеря работы или собственности может непосредственно предварять наступление кризиса или «духовного обострения» [1, 2]. У некоторых, особенно предрасположенных к этому, индивидов «последней каплей» может оказаться переживание, вызванное психоделическими веществами или сеансом переживательной терапии.
    Также вызывать подобные состояния могут различные духовные практики (например, практики буддистской медитации, суфистские техники, различные практики христианства), которые, собственно, и предназначены для погружения человека в духовное пространство, отличное от обыденной жизни.
    Огромное многообразие причин, вызывающих «духовные обострения», со всей очевидностью свидетельствует о том, что гораздо большую роль, нежели внешние раздражители, играет сама готовность индивида к внутреннему преображению. По словам С. Грофа, когда мы ищем общепринятый и окончательный путь к вышеописанным состояниям, или же их общий знаменатель, мы обнаруживаем, что все они включают в себя коренной сдвиг равновесия между бессознательными и сознательными воздействиями [2]. И ослабление психических защитных механизмов или, наоборот, возрастание энергетического напряжения бессознательных движущих сил делает возможным проникновение бессознательного или сверхсознательного содержания в сознание.
    Различные психологические травмы могут приводить в движение бессознательное, особенно если они включают в себя составляющие, значимые для человека и напоминающие ему о прошлых травмах. Неудачи и разочарования в профессиональной и личной жизни могут подточить и развеять направленные вовне устремления и замыслы индивида, что затрудняет использование занятий внешними делами как способов бежать от эмоциональных невзгод и приводит к психологическому отдалению и разворачиванию всего внимания на внутренний мир. Вследствие этого в сознание может проникать бессознательное содержание, вторгаясь в повседневный опыт индивида, или даже полностью его попирая.
    В том случае, если проявления духовных измерений психики не встречают сильного противодействия со стороны основных личностных установок и структур, то можно говорить о духовном самораскрытии, расширении «внутренних горизонтов». В аспекте социального бытия человека это не имеет особых деструктивных проявлений. Если же активность подсознательного материала велика, а адаптивные функции Эго снижены, то проявления духовного кризиса по своей феноменологии могут напоминать психопатологические расстройства [3, 2, 1].
    Но кризисные состояния качественно отличаются от психопатологии тем, что, во-первых, отсутствует объективно определяемая органистическая аномалия, вызывающая переживаемые состояния (инфекция, интоксикация, последствие черепно-мозговых травм, опухоль, нарушение гемодинамики и т.д.), а во-вторых, человек способен дифферинцировать внутреннюю и внешнюю реальность, осознавать внутреннюю природу переживаемого. Тем не менее, его поведение может казаться странным, часто оно принимает форму девиации.
    В связи с тем, что существует огромное многообразие вариантов прохождения людьми через кризисные состояния, очень трудно создать универсальные технологии работы с духовными кризисами. Сложность заключается еще в том, что необходимы психотехнологии, которые могут работать одновременно на когнитивном (осознаваемом) уровне и глубинном (неосознаваемом), где доступ возможен только через символику и метафоры. Не все современные психотехнологии дают такую возможность, тем более, когда очень усложнена диагностическая часть работы психолога или психотерапевта [4].
    Различные виды терапии творчеством (арт-терапия, экспрессивная терапия, терапия творческим самовыражением, мультимодальная арт-терапия и т. д.) вполне могут претендовать на одну из ведущих ролей среди подходов к работе с психодуховными кризисами. Основным исцеляющим механизмом считается благотворное влияние процесса (или, в зависимости от подхода, готового результата) творчества на личность, которое отмечал ещё Аристотель (он связывал его с катарсисом).
    В данном подходе к терапии выделяют три основных фактора воздействия: фактор художественной экспрессии, фактор особых взаимоотношений психотерапевта и клиента (триадичность арт-терапии), фактор вербализации и обратной связи [4, 5]. Фактор художественной экспрессии подразумевает создание символов и художественных образов, несущих в метафорической форме переживания клиента, выражение состояния не только с помощью вербального языка повседневной жизни, но и с помощью иных модальностей (в зависимости от формы работы), что позволяет человеку более полно раскрыться, причём большое значение в создании символа или образа имеют проекции бессознательного. Перестройка паттернов психофизического функционирования, наличие необычных переживаний, отмеченные рядом исследователей, позволяют говорить об особом, «творческом состоянии сознания», которое по своей феноменологии напоминает состояние «потока», описанное американским психологом М. Чиксентмихале.
    Во взаимодействии с клиентом арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт – пациент» («консультант – клиент») на триаду «терапевт – произведение искусства – пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником. Впрочем, на самом деле фигура взаимодействия оказывается еще более сложной, поскольку и психотерапевтический альянс, не включающий в себя конкретное произведение клиента, не теряет своей значимости. Более того, имеет место диссоциированность клиента с проблемой, она вынесена вовне (в продукт творчества, сюжет и т. д.).
    Интерпретация и вербальная обратная связь позволяют работать на когнитивном уровне, вводить проблему и варианты её символического решения в область осознания, что может способствовать переносу паттерна преодоления в жизнь клиента. Ещё одно отличие арт-терапии как направления, связано с тем, что способ терапевтического взаимодействия, ею предлагаемый, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, ибо расширяет человеческий опыт [4].
    Эмоциональная насыщенность процесса творчества и проекция глубоких слоёв бессознательного позволяет увидеть проблему более широко, а наличие необычных состояний, обусловленных переходом в иное, «творческое состояние сознания» позволяет проработать, пережить проблему. Именно необычные, почти мистические, пиковые переживания [6, 7], обращение к тем слоям своего «Я», которые находятся за пределами осознания, в повседневной жизни, позволяют «обрести свою суть» (в очередной раз), то есть определённым образом пройти через духовный кризис. Задачей специалиста, использующего целебное воздействие различных форм творчества (наиболее действенными нам кажутся техники, где сам клиент выступает субъектом творчества) при работе с психодуховным кризисом, является, прежде всего, объяснение природы того, что происходит с человеком, понимание и принятие тех переживаний, которые у него имеются. Также важна работа на когнитивном уровне.
    По словам Т. Колошиной, независимо от того, что конкретно происходит в терапевтическом процессе, клиент получает сразу несколько исключительно конструктивных уроков.
    Урок первый, следующий из работы с внешним образом оформленной метафорой заявленной проблемы: «Моя проблема отделима от меня. Я не есть моя проблема».
    Урок второй, вытекающий из предлагаемых клиенту незнакомых способов взаимодействия (с терапевтом или с проблемой): «Для решения моей проблемы я могу прибегнуть к совершенно новым способам действия».
    Урок третий, порождаемый самим терапевтическим процессом: «Я могу делать то, о чем и не подозревал»[4].
    Для внесения всего этого материала в область осознания необходимо проговорить данные выводы, чего можно достигнуть через шэринг (sharing).
    Прохождение через кризис с помощью практик, связанных с творчеством и воздействием творческого состояния сознания на личность, которое позволяет перейти на иной уровень интегрированности, способствует позитивному развитию кризисной ситуации. Энергия, которая высвобождается из глубоких слоёв бессознательного, в связи с ослаблением защитных механизмов и ослаблении степени идентифицированности с прежними структурами «Я-духовного», которые сопровождают духовный кризис, перенаправляется на включение в структуры «Я» новых элементов, а не на разрушение имеющихся структур. Работа же на когнитивном уровне позволяет закрепить в сознании клиента опыт творчества и перенести его в повседневную жизнь.

    Список литературы.
    1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика М.:REFL-book, 1994)
    2. Гроф С. Психология будущего материалы сайта www.hippocrat.ru;
    3. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. - Ярославль, 1999;
    4. Колошина Т., Тимошенко Г. Марионетки в психотерапии, - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001;
    5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии, - СПб.: Питер, 2002;
    6. Маслоу А. Мотивация и личность. - Спб., 1999;
    7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы http:// victor. by ru. ;
    8. Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие, – М.: Издательство ТПИ, 1999;