Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

    Е. Дмитриенко (Ярославль)

    Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую структуру общества. У него появляются новые обязанности. В то же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от пола. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывая мысли о будущей профессии.
    Вместе с тем, в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов у ребенка. Происходит становление эмоциональной и мотивационной сферы, в результате чего происходит дифференциация интересов ребенка. Они становятся более стойкими. Ребенок начинает ориентироваться на взрослую жизнь.
    Особое значение приобретает общение со сверстниками, важным становится мнение других. Очень часто внутренние противоречия, какие-либо проблемы оказываются сложными для вербализации. Путаница ролей – не редкое явление в подростковом возрасте, наряду с процессом полового созревания оказывает огромное влияние на поведенческие особенности детей. В подростковом периоде в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями, и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.
    Эти возрастные особенности предъявляют особые требования к проведению каких-либо занятий, в частности, тренинговых, в подростковых группах.
    То есть существует потребность в поиске, адаптации и разработке педагогико-психологических технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения психолога, интересны и эффективны в работе с детьми. Таким условиям, на наш взгляд, отвечает феномен арт-терапии, которая полностью соответствует всё возрастающей потребности человека в мягком, экологичном подходе к его проблемам. Предполагается, что обращение к мощному потенциалу искусства, исполняющему роль «экзистенциальной поддержки», будет способствовать гуманизации отношений, личностному развитию, формированию позитивного самоотношения, приобретению ценных социальных навыков.
    Пол арт-терапией мы понимаем терапию с помощью различных видов искусства, это одно из современных направлений психологии.
    Следующие характерные особенности арт-терапии привлекательны для ее использования в работе с подростками. Во-первых, арт-терапия использует язык визуальной, пластической, аудиальной экспрессии. Определенные стороны внутренней жизни подростка очень сложны для вербализации, поэтому арт-терапия становится единственным способом «связи» между подростком и обществом, подростком и консультантом.
    Во-вторых, арт-терапия способствует развитию креативности. Человек творческий всегда найдет решение в любой ситуации. Найти творческое решение – это значит сделать то, что (как чаще всего кажется) никто до тебя не делал. Креативность почти тождественна адаптивности, развивая креативность, мы будем способствовать развитию адаптивных ресурсов личности.
    Следующий момент заключается в том, что творчество как процесс неразрывно связано с понятием удовольствия. Эстетическое удовольствие, получаемое от созданного, способствует формированию в группе доверительных, теплых отношений, принятию себя и других.
    Кроме того, искусство – это уникальный способ передачи и усвоения человеческого опыта вообще, в глобальном смысле, и в частном, - универсальный жизненный опыт каждого.
    Искусство дает возможность самому сделать выводы, определить свое отношение к предлагаемому, принимать или не принимать содержание, смысл, урок из множества содержащихся в каждом произведении искусства.
    Не менее важным является и тот факт, что деятельность, связанная с творчеством, является для большинства людей, кроме профессионалов, совершенно непривычной, новой, неисследованной, зачастую воспринимается как игра. Игровая деятельность не имеет практической цели. Игра направлена на процесс. Играя, мы попадаем в абсолютно комфортное и безопасное пространство. В этом пространстве человек может быть таким, каким ещё никогда не был в реальной жизни. Когда взрослый или подросток играет, он автоматически попадает в детство. Детство – это абсолютно ресурсная зона. Ребенок по определению имеет право не знать и ошибаться. Следовательно, арт-терпия раскрывает ресурсы человека, позволяет делать ошибки и глупости, получать опыт, который был не возможен в реальной жизни.
    На наш взгляд именно в работе с подростками целесообразно использовать так называемый «мультимодальный подход»- сочетание разнообразных форм творчества дает членам группы свободу выражать свои чувства и фантазии в любой форме.
    Опираясь на эти литературные данные, нами была разработана арт-терапевтическая тренинговая программа, которая прошла апробацию весной 2004 года.
    В исследовании приняло участие 2 группы подростков: экспериментальная (12 подростков 14-15 лет) и контрольная (30 подростков 14-15 лет).

    Общей целью тренинга является:
    • Расширение репертуара социальных навыков;
    • Осознание себя;
    • Принятие себя;
    • Повышение адекватности самооценки.

    Цели тренинга соответствуют следующие задачи.
    • Развитие ответственности за свои действия и поступки.
    • Развитие способности к самовосприятию.
    • Развитие уверенности в себе.
    • Освоение ценных социальных ролей.
    • Развитие ценных социальных навыков.
    • Развитие чувства контроля и сензитивности к процессу преодоления трудностей.

    Для реализации поставленных целей мы использовали следующие основные арт- терапевтические техники:
    Оформление игрового пространства. Подростки должны были индивидуально нарисовать «город мечты». Затем города объединялись. Это позволило, во-первых, сплотить детей: находясь в одном пространстве, дети естественным путем включались во взаимодействие (обменивались карандашами, фломастерами и т.д.). Во-вторых, позволило начать обсуждение такой важной темы как индивидуальность, уникальность каждого и в то же время найти общее в работах, бережно относиться к уникальному внутреннему миру каждого.
    Работа с ситуациями была направлена на стимулирование процесса творческого самовыражения. Последующее совместное декорирование силуэтов позволило каждому подростку увидеть себя глазами других.
    Использование элементов танцевальной терапии применялось нами как средство внутреннего освобождения, импровизационности, снятия разнообразных телесных и психологических блоков.
    Использование разнообразных рисуночных техник: рисунок по кругу, «триплих», «моя группа», рисование страхов и т.д. – позволило отслеживать групповую динамику, работать и корректировать определенные эмоциональные и поведенческие проблемы.
    Работа с масками и одновременное использование психодрамы было одним из главных упражнений и работало на решение широкого спектра поставленных задач. Это позволило реализовать подросткам те роли, которые они хотели бы себе присвоить и те, которые для них являются избегаемыми, пренебрегаемыми. Выводы, к которым пришли участники, были уникальны. Размышления о тех ролях, которые каждый из нас выполняет, избегает или желает выполнять в обществе, вызвало живую дискуссию, в ходе которой была поднята тема ценностных предпочтений, личностной значимости выполняемых ролей.
    Здесь приведены лишь основные техники, использованные нами в работе. Также хотелось бы отметить, что все упражнения рассматривались и с точки зрения получения ценных навыков эффективного общения с разными людьми, в разных, часто не простых, ситуациях, а также развития чувства контроля и сензитивности к процессу преодоления трудностей.
    Таким образом, арт-терапия – универсальный метод на основе изобразительного и других видов искусства – может применяться достаточно широко как средство оздоровления, профилактики, реабилитации, развития возможностей человека и его гармонизации. Арт-терапия может применяться в общих и специализированных образовательных учреждениях, в социальной сфере и других областях. Она может служить инструментом развития и гармонизации подростков и повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у ребенка эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения и недостатки.

    Литература:
    1.Колошина Т.Ю. «Основы арт-терапии».
    2.Копытин А.И. «Системная арт-терапия».
    3.Копытин А.И. «Практикум по арт-терапии».
    4.Хрестоматия по арт-терапии./Копытин А.Ю.