Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > КОНФЛИКТ, КАК ОДНА ИЗ СТОРОН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ С ...

КОНФЛИКТ, КАК ОДНА ИЗ СТОРОН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ С ...

    Н.Н. Мерхайдарова (Актюбинск)

    КОНФЛИКТ, КАК ОДНА ИЗ СТОРОН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ

    За период своего взросления ребенок включается в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования его личности. Основными среди них можно считать отношения в семье, отношения с учителями, межличностные отношения со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности, организованной взрослыми, отношения в неформальных группах, возникающих по месту жительства.
    Особенности поведения подростков проявляются в преобладании у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению, чрезвычайно сильной тяге к разнообразной деятельности; в проявлении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах, имеющих взрывной характер. Конфликты проявляются в следующих сферах противоречия в жизнедеятельности подростков: учебной, семейной, публичной.
    В учебной сфере можно выделить следующие часто встречающиеся виды противостояний:
    ученик-ученик, 2) ученик-учитель.
    Больше всего подростки общаются со сверстниками. Общение подростков со сверстниками протекает в виде информационных и дискуссионных диалогов. Дискуссии подростков – это, как правило, спор с высоким эмоциональным накалом, весьма поверхностной и нелогичной аргументацией. Они редко приводят к общему выводу, а зачастую заканчиваются ссорой.
    В классе общение подростков идет в составе различных временных объединений, организуемых педагогами для выполнения того или иного дела. Между одноклассниками может существовать весь диапазон межличностных отношений от любви, симпатии до антипатии и ненависти. Особенности взаимодействия учащихся подросткового возраста определяются обострением разделения группы общения по признаку пола, общение основывается на общности увлечений и практических интересов, помощи в различных ситуациях. От наиболее близких сверстников, которых подростки считают своими друзьями, они в большинстве случаев ждут помощи и понимания. Взаимоотношения с товарищами переживаются особо остро, и любое нарушение в этой сфере воспринимается как трагедия.
    Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Подросток стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением.
    Конфликты среди учеников являются обычным делом для школы. Основные поводы конфликтов между учениками – это непонимание, несовпадение интересов, неумение уступать, распускание сплетен, несправедливые обвинения, клевета и насмешки, особенности характера сверстников, споры, личная неприязнь, а зачастую конфликты возникают просто по пустякам.
    Вступая в конфликт подростки, прежде всего, хотят доказать свою правоту, добиться справедливости и нормальных отношений, а также уважения к их мнению, показать свое «Я», показать, что они выше всех. Подростки используют в своих отношениях все конфликтные стили, но предпочитают соперничать; реже пытаются найти компромисс, еще меньше избегают конфликтов, хотят сотрудничать или стремятся приспособиться. Доминирующим средством разрешения конфликтов является стремление доказать, что другой по взаимодействию подросток неправ.
    Второй конфликт «ученик-учитель» менее распространен. С учителями подростки конфликтуют реже, чем друг с другом. Для подросткового возраста характерно уменьшение времени, затрачиваемого на различные виды общения со взрослыми. Общение с ними воспринимается как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно-регулирующая. У подростков начинает формироваться чувство взрослости. От взрослых он требует «морали равенства», а «взрослый от него морали послушания», которые бы регулировали их отношения. Такой вариант мотивации уже не устраивает подростков, учитель уже не такой непререкаемый авторитет, как для учеников младших классов. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я- взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций со взрослыми. Отличительной особенностью этих отношений являются противоречивость, активное сопротивление воспитанию, требованиям учителей. В отношениях со взрослыми возникают различного рода «барьеры», настрой на ситуацию конфликта.
    Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников являются: оспаривание со стороны учителя, нетактичное поведение, необъективность при оценке знаний, завышенные требования. При разрешении конфликтов с учителями подростки используют следующие средства: ищут справедливого исхода, стремятся доказать, что другой человек неправ, реже делают вид, что все в порядке, подавляют свои негативные эмоции, уступают немного ради поддержания отношений.
    В семейной сфере можно выделить следующие виды противостояний: подросток-родители и подросток-младшие. Конфликт «подросток-родители» вписывается в вечную тему «отцы и дети». Этот вид конфликта является наиболее распространенным. Как уже было сказано выше, резко сокращается общение подростков с родителями в процессе совместных занятий, прогулок и т.д. К мнению взрослых отношение критическое.
    Наиболее частые причины ссор подростков с родителями: непонимание со стороны родителей, плохая учеба детей, плохое поведение, грубость подростков, отстаивание ими своей точки зрения, несовпадение интересов, проблемы с братьями и сестрами, несправедливость по отношению к ним. Чаще всего подростки не идут на открытое столкновение с родителями, но если они считают себя правыми или их очень сильно задели, тогда они готовы пойти на него. Вступая в конфликт, подростки хотят добиться справедливости, они стремятся к пониманию со стороны взрослых, хотят, чтобы их самих считали взрослыми, стремятся доказать свою правоту. В конфликтах с родителями подростки стремятся доказать, что родители неправы, ищут справедливого исхода.
    Конфликт «подросток-младшие»- самый малочисленный из всех рассматриваемых видов конфликтов. Общение с младшими ребятами весьма ограничено. Подростки по отношению к младшим ощущают себя взрослыми людьми и реализуют известные им из собственного опыта модели поведения взрослого по отношению ребенка. При этом, не обладая опытом позитивной коммуникации, подростки могут избирать крайние варианты поведения, переступать допустимые границы.
    Основными причинами конфликтов с младшими, по мнению подростков, выступают: непослушание, вредность малышей, родители заставляют с ними нянчиться; у них глупые выходки; они выводят из себя, раздражают подростков; иногда старшие подростки и младшие не могут что-то поделить. Как и в вышеописанных случаях, большинство подростков в этом виде конфликтов хотят добиться справедливости, а такие самоутверждения, подчинения младших, их перевоспитания, а иногда они хотят, чтобы малыши просто отстали от них.
    Наиболее распространены следующие формы поведения старших в конфликтных ситуациях с младшими: соперничество, уклонение от контактов, реже сотрудничество. При разрешении конфликтов с малышами подростки используют следующие средства: стремятся доказать малышам, что те не правы; иногда уступают немного ради поддержания отношений, стараются перехитрить.
    В публичной сфере наиболее типичен конфликт «подросток- другие взрослые». Это конфликты со взрослыми, которые окружают детей в повседневной жизни. Среди них мужчины, женщины разных возрастов, знакомые родителей, соседи, работники транспорта, пассажиры в городском транспорте, просто прохожие. Причины этого вида конфликтов похожи на предыдущие: отстаивание своей точки зрения: плохое поведение подростков; они не хотят, чтобы их воспитывали и делали им постоянные замечания. На открытое столкновение со взрослыми подростки предпочитают не идти, а если и идут, то в тех случаях, когда их оскорбляют, вынуждают и если они полностью уверены, что правы. Вступая в конфликт со взрослыми подростки стремятся доказать, что они не хуже, хотят добиться справедливости, понимания.
    Подростки очень редко и неадекватно реагируют на любые замечания и какие-то действия со стороны взрослых, даже незнакомых им. Они часто не хотят ни в чем уступать старшим, идти им навстречу. Конфликты и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка.
    Роль и значение конфликта в жизни в целом и в школе, в частности, понимается неоднозначно. В последние годы большинство исследователей склоняются к мысли о неизбежности конфликтов и необходимости формирования в обществе культуры их разрешения. К сожалению, наиболее часто дети в конфликтных ситуациях используют стратегию соперничества, приспосабливания, подавляют свои негативные эмоции или делают вид, будто все в порядке. Реализация творческих и неординарных решений конфликтов, при которых учитываются интересы всех участников конфликта, осуществляется поиск решения, является социальной редкостью.
    Таким образом, в обществе отношения между людьми формируются в основном хаотично. В школе система отношений между учителями, учениками, их родителями специально организуется. Поэтому здесь существует возможность организовать данную систему более разумно, продуктивно. Тогда можно будет избежать большинства бессмысленных, неконструктивных межличностных конфликтов в школе.