Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ...

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ...

    Лебедева Юлия Леонидовна
    Дизайнер, стилист,
    Председатель ЦМК «Дизайн»
    ГОУ СПО «ОХПК» (Омск)

    ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    В наши дни профессиональные навыки сами по себе еще не обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности и не создают достойную репутацию. Для этого необходимо расположить к себе аудиторию, коллег, руководителей, то есть создать свой неповторимый имидж. Другими словами, каждому человеку необходим свой деловой имидж, т.е. то представление, которое он создает сам о себе и которое выступает как внешнее отражение личности такого человека и показатель его деловых и чисто человеческих качеств. Об имидже и его роли в последнее время говорят у нас все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной.

    Опыт мирового цивилизованного сообщества убедительно доказал, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное осуществление профессиональной деятельности и пользоваться достойной репутацией. Между тем у большинства наших современных специалистов разных профессий уровень знаний в рассматриваемой области крайне низок, что значительно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу.

    Имидж – слово иностранного происхождения. Оно произошло от английского image и дословно переводится как «образ», означает представление о вещах и людях, формируемое, как правило, целенаправленно. Имидж – это впечатление о нас или наш внешний и внутренний облик в понимании других.

    Деловой имидж – это то представление, которое человек создает сам о себе как внешнее отражение его личности и как показатель его деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше профессиональный авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоевывать у них признание и должное уважение.

    Основная задача любого работающего человека – найти оптимальный вариант одежды с учетом своей специальности. К представителям разных профессий общество предъявляет вполне определенные требования. Правильно создать профессиональный имидж, это, значит, оправдать те ожидания, которые другие ждут от внешнего облика человека. Образ человека на рабочем месте должен демонстрировать те качества, которые общество требует от представителей данной специальности.

    Изменяя свой имидж в сторону большего профессионализма, следует иметь в виду, что он не моделируется по некоему плану, для его создания нет одинаковых путей. Его следует создавать во многих направлениях. Например, для руководства – проектировать его вверх, для коллег – в стороны, для рядового персонала – вниз, для широкой публики и клиентов – наружу, для себя – внутрь. Другими словами, следует приспосабливать имидж и к ситуации, и к участвующим в ней людям.
    В идеале все практические рекомендации по построению профессионального имиджа должны основываться именно на стереотипах восприятия той или иной профессии. Однако возникает вопрос, как узнать этот стереотип? В реальности только специальное исследование может выявить стереотип восприятия внешнего облика представителя определенной профессии.

    Осуществление любой профессиональной деятельности – это, прежде всего установление контактов, в которых, по подсчетам психологов, в 80 случаях из 100 свое отношение к другому человеку люди строят на основе первого впечатления, важнейшей составной частью которого является внешний вид. Наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподносить себя окружающим через одежду. Одежда не делает человека, но она делает девяносто процентов того, что видят в нем окружающие. Одежда учителя, преподавателя ГОУ НПО и СПО, ВУЗа всегда серьезный вопрос. Данная профессия относится к типу «человек – человек», а это означает, что ее представители по условиям работы имеют дело с другими людьми. Естественно, что их внешний облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности. Одежда преподавателя естественным образом серьезно влияет не только на отношение студентов к самому педагогу, но и на внимание к изучаемому предмету и даже на их поведение во время занятий. Преподавателю в силу своей профессии приходится не только общаться с людьми, но и осуществлять учебный процесс, то есть доносить до них какую-либо информацию. Эта информация воспринимается студентами, как правило, в единстве с информацией, передаваемой внешним обликом.

    Как одеваться, чтобы максимально соответствовать целям и задачам педагогической деятельности? Что такое хороший учитель? Начиная с 40-х годов в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. А в 90-е на первом месте оказались доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, умение общаться, отстаивать свою точку зрения. Таким образом, основными требованиями к личным качествам представителей этой профессии следует отнести отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно помочь нуждающемуся, терпение и выдержанность, поэтому во внешнем облике должны сочетаться огромная выдержка и доброта.

    В период с 2004 по 2005 год в ГОУ СПО «ОХПК» было проведено подобное исследование. Методом анкетирования было опрошено 100 студентов «Омского художественно-промышленного колледжа» (возраст 15 – 20 лет) и 100 родителей, 64 педагога и 15 членов администрации. Им было предложено ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать современный преподаватель?». Исследования показали, что студенты в преподавателе ценят доброту, общительность, эрудицию, справедливость, отзывчивость, чувство юмора, понимание, ответственность, умение хорошо излагать материал; коллеги (преподаватели) ценят в нем больше всего порядочность, коммуникабельность, самокритичность, профессионализм, целеустремленность, любовь к детям, доброжелательность, умение разрешать конфликты, умение слушать, чувство юмора. Родители на первое место поставили такие качества как доброжелательность, искренность, открытость, любовь к детям, профессионализм, отзывчивость, терпение и доброту. Для членов администрации первостепенны в преподавателе следующие качества: профессионализм, ответственность, пунктуальность, стремление к самосовершенствованию.

    Таким образом, можно сделать вывод, что студенты хотят видеть в преподавателе человека эрудированного, всесторонне развитого, но открытого и приятного в общении. 95% опрошенных студентов мечтают о теплых дружеских, доверительных отношениях с преподавателями, желают видеть в нем наставника и друга, пример для подражания. Коллеги по работе, прежде всего, ценят в преподавателе душевные человеческие качества, они хотят видеть рядом с собой человека надежного, отзывчивого, неконфликтного, общительного, человека с которым будет комфортно проводить большую часть своего дня, а может и провести весело где-то и вечер, человека, которому можно доверять. Родители же ценят в преподавателе профессионализм и терпимость, они хотят, чтобы их ребенок попал в надежные руки, к хорошему специалисту, который научит его ремеслу и поможет в трудную минуту. Что касается администрации, то, само собой разумеется, что ее представители, прежде всего, ценят в преподавателе профессионализм и пунктуальность, все должно быть выполнено во время и аккуратно, высшего качества.

    Также по результатам анкетирования были составлены диаграммы предпочтений в одежде в процентном соотношении к общему количеству опрошенных, получены обобщенные визуальные образы преподавателей различных категорий. В ходе анализа результатов анкетирования было отмечено сходство предпочтений студентов и родителей в восприятии образа преподавателей. Рассмотрим более подробно полученные образы преподавателей.

    1. Преподаватель общеобразовательных дисциплин.
    Это обобщенный образ преподавателей следующих дисциплин: «Математика», «Русский язык и литература», «История», «География», «Философия», «Иностранный язык», «Психология» и пр. Специфика деятельности таких преподавателей заключается в основном в передаче информации, по сути, они являются источником знаний, которые передаются в ходе лекций. По результатам анкетирования, вырисовывается образ педагога от природы. Стиль одежды однозначно был признан классический. Это можно объяснить тем, что преподаватель одетый в стиле, например, «Хиппи» или «Панк» не вызовет доверия у студентов. С таким нестандартным образом преподавателю будет очень сложно поддерживать дисциплину на уроке и интерес студентов к той информации, которую он им передает. Ведь все внимание студента будет уделяться именно его внешнему облику, разглядыванию деталей и аксессуаров. Этот процесс сначала будет для них интересным, а вскоре утомит, и они переключаться на другие занятия, но не как на изучение самого предмета. Поэтому одежда преподавателя данной категории должна быть классического или делового стиля, строгого покроя (полуприлегающего или прямого), например, строгий костюм, состоящий из жакета, юбки и блузки. Материалы предпочтительнее натуральные классические (драп, сукно, шерсть, хлопок), в мелкий геометрический рисунок либо с фактурным переплетением. Удивляет выбранная единогласно цветовая палитра: белый, черный, теплые, холодные, светлые или темные оттенки. Другие цвета практически не называются. Как отделка предпочитается декоративная строчка, складки, канты, а также фурнитура (пуговицы, пряжки). Длина юбки варьируется в области колен, но возможен вариант до середины колена. С первого взгляда может показаться, что в результате получился образ строгой классной дамы, но это не так. Даже в таком скудном наборе составляющих элементов костюма можно разработать ряд интересных модельных предложений, чтобы преподавателю общеобразовательных дисциплин всегда выглядеть современным, исключив, распространенную среди этой категории преподавателей, консерватизм в одежде.

    2. Преподаватель Рисунка и Живописи.
    Анализируя полученные результаты анкетирования, невольно приходит на ум образ настоящего художника, предпочитающего в своей одежде стиль «Хиппи», в неизменных джинсах и свитере. На самом деле, специфика деятельности таких преподавателей заключается в постоянном движении среди расставленных по аудитории или мастерской мольбертов, работы с красками или мягким материалом. Все это предъявляет особое требование к выбору одежды – прежде всего - удобство. Он не передает информацию, а служит помощником для студентов в познании и приобретении необходимых умений и навыков. Его облик не должен отвлекать внимание от натюрмортных постановок. Наверное, именно этим объясняется выбранная цветовая гамма (теплые, светлые оттенки зеленого). Фактурные переплетения пушистого трикотажа, мягкие свободные формы одежды, сдержанные сочетания расцветок (полоска, цветочек, бабочки), натуральные ткани (лен, хлопок, деним, кожа, шелк), отделки в виде декоративных строчек, складок, оборок и воланов – все это элементы образа «Хиппи» - доброго, мягкого и миролюбивого человека, открытого для общения, демократичного, творческой натуры. Именно в этой категории была выбрана длина макси.

    3. Преподаватель Дизайна.
    Самый яркий и интересный образ – образ яркой личности и современной женщины. Такой преподаватель всем своим видом должен показывать насколько он способен реагировать на все модные тенденции современного дизайна, а порой и предугадывать их развитие. Поэтому и студенты, и родители единогласно выбрали для таких преподавателей авангардный стиль в одежде, конечно адаптированный к профессиональной деятельности. Кто-то может поспорить, но, согласитесь, насколько нелепо будет выглядеть преподаватель в образе серой мышки или синего чулка, рассказывающий о моде. Естественно, что никто из его студентов не поверит ему, и не будет успешно усваивать необходимую информацию. Гардероб преподавателей этой категории, по результатам анкетирования, должен включать в себя: джинсы, свитера, сарафаны, такие нестандартные комплекты как платье плюс брюки. Наиболее положительно оцениваются следующие цвета: синие, зеленые, красные, черные. Самый большой выбор расцветок и рисунков – клетка, полоска, горошек, цветочек, надписи, все цвета радуги, фотопечать, «хищные» рисунки, однотонные фактурные ткани. В качестве материала для одежды большинство выбрало современные материалы (клеенка, нетканые материалы), а также классические натуральные (лен, хлопок, деним), а также кожу и замшу, шифон и органзу. В качестве отделок предпочитается контраст материала и цвета, пуговицы, пряжки, декоративные строчки, складки, накладные и декоративные детали, канты, аппликации, шнуры и вышивка. В качестве фурнитуры, в сою очередь, на первом месте булавки, молнии, блочки, пуговицы и крючки. Наиболее предпочитаемые силуэты – свободный, полуприлегающий, расклешенный книзу, прилегающий и Х-образный. Юбки и платья закрывают колено, либо чуть выше колена, но могут доходить и до середины икры. Вполне приветствуется длина макси.

    4. Преподаватель Технологии и Конструирования.
    Эта категория преподавателей призвана вызвать интерес к выбранной профессии, к мастерству. Это современная женщина, внешний вид которой работает как визитная карточка человека, причастного к индустрии моды. В качестве ведущего стиля в одежде единогласно был выбран классический стиль, но в отличие от образа преподавателей общеобразовательных дисциплин, он более демократичный. В гардероб такого преподавателя могут входить: брючный костюм прямого или полуприлегающего силуэта, блузки, Х-образные сарафаны и расклешенные юбки. Фактуры материалов должны отличаться мягкостью, гладкой и где-то даже блестящей поверхностью, возможны ворсовые и пушистые, меланжевые варианты, приветствуются трикотажные материалы. Цветовая палитра сдержанная: черный, белый, теплые пастельные тона. В качестве расцветок и рисунков могут быть: клетка, сдержанные сочетания полосок, фактурные однотонные ткани. Материалы: классические натуральные (хлопок, лен, вискоза), трикотаж, современные материалы. Как отделка предпочитаются защипы, декоративные строчки, складки, пуговицы и пряжки, возможно полное отсутствие фурнитуры.

    Для всех без исключения категорий преподавателей было отмечено следующее отношение к моде – сохранение собственного стиля с учетом модных тенденций, что говорит о том, что студенты и родители полностью исключают любое проявление консерватизма во внешнем облике современного преподавателя. Ведь цепляясь за прошлое, отвергая будущее, невозможно научить ничему новому.

    В заключение следует отметить, что деловой имидж преподавателя необходимо строить на своем искреннем «я». Основа привлекательности для людей, с которыми приходится встречаться, заключается в том, что они должны видеть человека настоящего, а не какую-то искусственную модификацию его личности. Если же обновленный деловой имидж создается на истинном «я», тогда то новое, что увидят в человеке люди, будет восприниматься ими как расширение сути его личности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешный имидж основывается исключительно на лучших чертах истинной личности. Поэтому при создании положительного делового имиджа необходимо твердо придерживаться установленных рамок выбранного образа и, в конце концов, заставить его стать неотъемлемой частью внутренней сути.