Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > Ценностные ориентации человека и информационное общество

Ценностные ориентации человека и информационное общество

    Барынькина Н.П.
    ОмГУПС (г. Омск)

    Чем совершеннее техника,
    тем больше нуждается в ней человек
    и подчиняет ей свое существование,
    что, в свою очередь, ограничивает
    свободу и достоинство человека.
    Нужно ли человеку делать все,
    на что способен его технический гений?

    Цели и ценности техногенной цивилизации, которые формировали ее целостность (наука, техника, технология, инновации, господство над при-родой), в настоящее время привели к кризису смыслов человеческой жизни и деятельности. Естественным выражением тенденций поиска новых цивили-зационных ориентиров явилось исследование такой социальной реальности, как информационное общество.

    Термин “информационное общество” появился впервые в Японии в начале 60-х годов ХХ века. Представления о новой информационной эре стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали формировать новый имидж, новое понятие об успехе, ориентирующееся на потребление продукции электронного производства. Технологическим выражением новой эры выступает “троица” - коммуникативный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.

    Сдвиг общественного производства в область информационной деятель-ности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса компьюте-ризации общества, закладывающего основы безлюдной технологии. Инфор-мация в целом становится стратегическим ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуаль-ную. Но развитие техники в сфере обработки информации во многом превы-шает возможности человека к ее усвоению. Информация становится ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материально-го производства, производства энергии и услуг (открывает принципиально новые возможности для развития техники и технологии, позволяет обеспечить максимально эффективные связи технологии с обществом, человеком и при-родой). Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности чело-века, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества) является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизация различных аспектов жизни. В чем, это может проявляться? «Машина и техника наносят страшное поражение душевной жизни человека, и, прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивили-зации» (Н.Бердяев). Выпадает один из важнейших компонентов ценностных ориентаций. Компьютеры привязывают к себе с детства, заменяя книги, театр, друзей, снижают степень активности человеческого общения, они создают иную реальность, которая может восприниматься более серьезно, чем окружаю-щий мир. Таким образом, человек теряет связь с окружающим его миром и людьми, он перестает в них нуждаться. Становятся призрачными или вовсе рвутся связи между поколениями. Уменьшается роль семьи в воспитании ново-го поколения. Нивелируется духовная ценность обычаев, традиций, религии – остаётся преимущественно их внешняя атрибутика, красочная и своеобразная, но пустая оболочка ритуала и привычки. Масс-медиа, массовая культура и Интернет как сетевое сообщество сегодня взяли на себя функцию воспитания человека.

    Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требо-вания, прежде всего наличие способности и готовности к перемене дея-тельности, мобильности, переобучению; овладению новой профессией. На предыдущем этапе развития это востребовалось в меньшей степени. В связи с этим люди старшего поколения могут болезненно воспринимать жизненные перемены (порой негативные). Борьба с собой – со своими жизненными прин-ципами, выработанными годами и обществом, не всегда дается легко. Интел-лектуальная инертность этого слоя населения порой мешает им полноценно пользоваться техническими новшествами и воспринимать их как обязательных спутников жизни современного общества. Таким образом, из технического прогресса эмоционально выпадает большой пласт людей.

    В настоящий момент молодежь оказалась, как никогда, втянутой в политическую и экономическую жизнь страны, в связи с этим возникает вопрос о возможности быть профессионально востребованными на рынке труда. И осознание возросшей роли образования является, пожалуй, одной из ключевых тенденций в ценностных ориентациях современной молодежи. Этому способствует то, что в настоящем времени образование является социокультур-ной и духовной опорой жизнедеятельности людей. Но, учитывая высокую степень неопределенности на рынке труда, большинство молодых людей делает выбор в пользу тех специальностей и курсов, которые облегчают трудо-устройство.

    Ценностные ориентации выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. В настоящее время, в условиях рассогласования ценностных ориентаций личности и общества (отсутствия единой системы общественных ценностей) сложно ответить на вопрос: что должно двигать человека и общество к достижению цели? Человек не может существовать сам по себе отдельно от общества и на оборот, поэтому нужно говорить о совокупности ценностей, пропагандируемых государством и выдвигаемых человеком, которые бы дополняли и совершенствовали друг друга. Люди должны жить согласно требованиям времени, но в соответствии с неписанными законами общества – морали, нравственности, этики, культуры. Государство должно ориентироваться на эти ценности и обеспечить правопо-рядок в обществе, путем создания справедливых, объективных законодательных актов, которые позволяли бы контролировать деятельность как отдельных граждан так и административных лиц. Защищать права и свободы человека и гражданина, задекларированные в Конституции страны. Финансировать неком-мерческие проекты, направленные на развитие духовной и физической культу-ры общества, тем самым активизировать семейные ценности, массовый спорт. Пропагандировать здоровый образ жизни. Способствовать защите экологии и окружающей среды.

    Нас захватывает культурная, политическая и экономическая система единого мирового потребительского капитализма, который влияет на общество с помощью глобальной информации, коммуникаций и индустрии развлечений. Человек исчезает как личность, и неужели наступает эпоха безличностного общества, в котором нет необходимости проявлять какие-то индивидуальные, особенные качества, культурные ценности, т.к. целиком и полностью общество подвластно информации?

    Сегодня еще продолжает свое влияние на формирование человека семья и, в большей степени школа, а еще больше информационная оболочка среды обитания индивида. Это огромное количество негативной, мусорной инфор-мации – рекламы и насилия, телесериалов (большинство) и дешевых мульт-фильмов и отсутствие обучающих программ для детей. Все это санкционируется государством, которое должно быть заинтересовано не в деградации личности и дешевизне ее воспитания, а в максимальном развитии ее духовных, нравственных и интеллектуальных качеств. Этого требует процесс глобализации и информационное общество. Нельзя оправдать уничижающее отношение к гражданам рыночными условиями выживания и изменением принципов развития государства в целом. Таким образом, автор хочет сказать, что в настоящее время государство должно активно способствовать формированию ценностных ориентаций человека и общества в положительном русле в сфере развития телекоммуникационных и компьютерно-информационных технологий. Так как это остается ключевым блоком в обеспечении условий формирования информационного общества. Приоритет здесь за регулированием и стимулированием производства средств информатизации и, в первую очередь, программных продуктов и средств коммуникаций. Пока в этой области преобладает идеология предпринимательства, рынка, прибыли.

    Возрастающая развитость информационной сферы создает предпосылки для колоссальных социально – экономических и политических изменений в жизни общества: информация превращается из средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, возрастают негативные последствия чрезмерного увлечения человеком могуществом информации, расхождение индивидуальных и групповых ценностных ориентаций и, как следствие, – резкий рост субкультур, усиление роли этнических, культурных и т. п. меньшинств, изменение характера межлич-ностных отношений и т. п. Это отрицательный момент информационного общества, который возможно избежать, используя культурный опыт, развивая духовные ценности человечества одновременно с развитием информационно-технического прогресса. Невозможно представить, что информационное общество может стимулировать разложение личности, снижение морали и нравственности, превратить процессы конвергенции культур в противостояние с применением силовых методов уничтожения или нивелировки. Использование информатизации в области образования, творчества не должно быть направлено на усиление военной, силовой технологии, на приоритет развитых отраслей человечества. Информационное общество будет отвечать своему названию, когда все стороны социальной действительности будут активно и плодотворно использовать накопленные знания в сфере культуры и опыт (информационные ресурсы) в целях удовлетворения потребностей общества и, в первую очередь, в экономике. Информатизация должна облегчить труд, перевести его на интеллектуальную и высокотехнологическую производственную основу. Наращивание информационного потенциала – не самоцель, а лишь средство к новым шагам в развитии всех потенциальных возможностей общества. Дело за малым – правильно суметь распорядиться этими ресурсами.