Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > МЕТОД КОНТЕНТ - АНАЛИЗА В ПОЗНАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

МЕТОД КОНТЕНТ - АНАЛИЗА В ПОЗНАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

    С.Ю. Жданова (Пермь)

    В контексте целостного изучения человека особую актуальность приобретает проблема познания его индивидуальности. Рассматривая данную проблему, важно говорить об определенных ситуациях познания, которые могут быть выделены в зависимости от того, кто выступает в роли объекта и субъекта познания. Анализируя данные ситуации познания, следует отметить, что в роли субъекта познания может выступать как ученый-исследователь, так и субъект, не обладающий профессиональным психологическим знанием. Останавливаясь на особенностях познания индивидуальности наивным субъектом, важно подчеркнуть, что его познание, в отличие от познания ученого - исследователя, может быть направлено как на познание индивидуальности другого человека, так и своей собственной.
    Рассматривая познание в широком смысле слова, и раскрывая его как процесс приобретения, осмысления, осознания, понимания нового знания, следует подчеркнуть, что феномен познания индивидуальности может быть описан как процесс и результат. Подчеркивая специфику процессуальной и результативной сторон познания, следует отметить, что результат познания индивидуальности является важным именно для научного познания, в то время как процесс познания не играет существенной роли и является свернутым.
    Для наивного субъекта познания, не обладающего психологическим знанием, напротив, важным является не только результат, но и процесс познания. Процесс познания наивного субъекта является развернутым и может быть описан посредством того, какие трудности испытывает субъект при описании себя и познании индивидуальности другого человека.
    Рассматривая вопрос о специфических особенностях познания человеком собственной индивидуальности, и характеризуя познание как процесс, важно обозначить вопрос в отношении того, к каким приемам и операциям прибегает субъект с целью познания себя. Раскрывая данный вопрос, можно говорить о том, что к числу основных операций, используемых субъектом в процессе познания можно отнести: самонаблюдение, самоанализ, саморефлексию, прием социального сравнения.
    Так, например, рассматривая самопознание как сложный и многоуровневый процесс, исследователи отмечают, что основным содержательным элементом самопознания, осуществляемого на первом уровне, является сравнение человеком себя с другими людьми, а основными приемами: самовосприятие и самонаблюдение. Второй уровень самопознания характеризуется тем, что человек осуществляет познание себя не в рамках сравнения «Я и другой», а в рамках «Я и Я», оперируя готовыми знаниями о себе, полученными о себе в разное время и в различных ситуациях. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысление (В.В. Знаков, Е.В. Павлюченко, 2002, с.40; И.И. Чеснокова, 1977, с. 97-98).
    Анализируя приемы, посредством которых осуществляется процессе самопознания, В.В. Знаков и Е.В. Павлюченко (2002) считают, что ведущими в этом плане оказываются: осмысленное самонаблюдение, самоанализ, рефлексия (В.В. Знаков, Е.В. Павлюченко, 2002, с.35).
    Рассматривая в качестве важного приема самопознания рефлексию, М. Розенберг считает, что особое внимание в процессе познания также следует уделять объектам, на которые направлена рефлексия. В качестве таковых могут выступать: особенности внешности, интеллектуальной сферы, особенности взаимодействия человека с миром и другими людьми. Данные объекты характеризуют степень отчетливости образа Я для субъекта познания, а с другой стороны, являются показателем уровня развития рефлексии.
    Изучая познание индивидуальности с точки зрения единства процессуальной и результативной сторон, важно говорить о тех методических приемах, которые позволяют исследовать данные особенности.
    Результаты, проведенного нами исследования, на выборке студентов Пермского государственного университета (общее количество обследованных составило 750 человек) свидетельствуют о том, что достаточно информативным в этом плане может быть метод свободных описаний M. Lalljee, R. Angelova (1981). В соответствии с данным методом респондентов просили описать человека, знакомого менее года; человека, знакомого более шести лет и описать себя. При этом подчеркивалось, что описываемый человек должен быть того же возраста и пола, что и обследуемый.
    Для обработки полученных данных использовался метод контент- анализа. Процедура контент- анализа в настоящее время является весьма распространенной и достаточно широко используется в современных психологических исследованиях, посвященных анализу документов и содержанию вербальных и невербальных текстов (Н.Н. Богомолова, Н.Г. Стефаненко, 1992; В.Ю. Хотинец, 2001; А.Ю. Бергфельд, 2002; О.И. Кильченко, 2001, 2002; Е.В. Фирулева,2002; М.С. Шевелева, 2002; Н.А. Шиленкова, 2003; Л.В. Ширинкина, 2004). В нашем исследовании анализ текстов респондентов осуществлялся на основе системы обработки данных Shweder, Bourne (1982), однако вместе с тем были использованы и дополнительные критерии анализа. С целью подтверждения обоснованности выделенных категорий была использована процедура экспертной оценки. Группа экспертов включала в себя 5 человек из числа преподавателей, имеющих высшее психологическое образование, ученую степень кандидата психологических наук. Все эксперты по ходу своей научной деятельности связаны с работой с текстом и достаточно активно использовали процедуру контент-анализа в своих исследованиях.
    Экспертам был предъявлен ряд высказываний, отобранных случайным образом, а также категории анализа, соответствующие данным высказываниям. Каждая позиция оценивалась экспертами по принципу согласен – не согласен. Категории контент-анализа были выделены в соответствии с целостным представлением об индивидуальности, рассмотрением категории индивидуальности в широком смысле, понимаемой как динамической системы, выражающей особый характер взаимосвязей между всеми индивидуальными свойствами человека (В.С. Мерлин, 1986; Б.А. Вяткин, 2000). В качестве наиболее значимых смысловых единиц анализа текстов были выделены следующие категории: физические качества (пол, возраст, особенности внешности); психологические особенности, в том числе особенности познавательной сферы, темперамента, личности, способности, особенности мотивационной сферы, особенности общения, деятельности; принятие себя и других, эмоциональное отвержение. Также во внимание принимался индекс эготизма (количество в тексте личных местоимений), социальные роли и ссылка на других людей. В качестве количественных показателей рассматривались: общее количество слов в тексте, количество слов в предложении, число автокоррекций (зачеркивание, исправление). В результате экспертной оценки был получен достаточно высокий процент согласия, общий процент совпадений составил 97,06%.
    В дальнейшем были использованы методы математической статистики: ф-критерий Фишера, кластерный, корреляционный анализы.
    Полученные результаты исследования, позволяют говорить о наличии общих особенностей в познании студентами себя и индивидуальности других людей. Данные особенности проявляются в том, что описания других людей являются краткими, схематичными, касаются в основном физических качеств, свойств личности, значимых для общения. При восприятии незнакомого человека для респондентов наиболее значимыми выступают физические качества (рост, цвет глаз, волос, прическа), а также свойства личности, которые считываются при первом знакомстве («доброжелательность», «приветливость»). При описании человека знакомого более 6 лет более значимыми являются психологические качества, в частности свойства личности, значимые для общения и деятельности.
    Описания себя являются крайне подробными и дифференцированными, касаются в большей мере психологической сферы. Наиболее значимыми для респондентов выступают особенности темперамента, характера, свойства личности, значимые для общения, деятельности, особенности познавательной сферы, интересы, ценности, особенности самосознания, самоопределения, отношение к себе и другим людям.
    Результаты проведенного исследования свидетельствуют также о наличии специфических особенностях познания человеком себя в зависимости от возраста. Данные особенности проявляются в том, что описания себя у студентов первого курса являются достаточно подробными и детализированными, включают описание физических, психологических качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми. Среди описываемых индивидных свойств индивидуальности, студенты в первую очередь указывают пол, возраст описываемого человека, особенности внешности. При характеристике психологической сферы внимание в основном уделяется особенностям общения, деятельности; среди характеристик личности в большей мере присутствует описание темперамента и характера. Студенты первого курса практически не делают ссылок на социальные роли, в меньшей степени используют психологическую терминологию.
    К третьему курсу наблюдаются определенные изменения в особенностях познания студентами себя. Данные изменения проявляются в том, что описания себя становятся более краткими. Наибольший интерес для студентов представляют особенности психологической сферы, чаще всего студенты называют свойства психодинамического, личностного, социально-психологического уровней индивидуальности. К числу наиболее описываемых характеристик можно отнести темперамент, характер, интересы, ценности, особенности интеллектуальной сферы. Студенты третьего курса, по сравнению с первокурсниками значительно чаще называют социальные роли, отличаются более активным использованием психологической терминологии. В текстах студентов присутствует общая оценка индивидуальности человека, которая обеспечивает свернутость текстовых описаний и свидетельствует о целостности представлений студентов о себе.
    К пятому курсу данные тенденции продолжают сохраняться. Текстовые описания собственной индивидуальности отличаются еще большей свернутостью, краткостью изложения. В текстах студентов пятого курса присутствует характеристика физических, психологических качеств, однако характеристика психологической сферы является более глубокой и дифференцированной. Это проявляется в количестве описываемых категорий, а также в способах их описания. Наряду с особенностями темперамента, студенты описывают особенности интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности, ценности, интересы, особенности самосознания, в большей мере называют социальные роли, более активно используют психологическую терминологию.
    Представленный материал позволяет сделать следующие выводы:
    Познание индивидуальности следует рассматривать достаточно широко, не только как процесс приобретения, получения нового знания, но и его осознание, понимание, а также в единстве процессуальной и результативной сторон.
    Метод контент анализа, используемый в процессе анализа текстов респондентов, описывающих себя и индивидуальность другого человека, является достаточно информативным, позволяет изучать особенности познания человеком собственной индивидуальности и индивидуальности других людей.
    В процессе использования процедуры контент-анализа, особую значимость приобретает вопрос о критериальной системе анализа. Применительно к проблеме познания индивидуальности данные критерии могут быть определены в соответствии с целостным представлением об индивидуальности человека, рассмотрением ее как динамической системы, характеризующей человека на всех уровнях его проявления.