Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И...

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И...

    Н.В. Клюева, Т.Л. Чистякова (Ярославль)

    ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ Г. ЯРОСЛАВЛЯ

    В ноябре 2004 года в Ярославле состоялась конференция, посвященная проблемам социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах. На ней были представлены результаты исследования особенностей воспитанников и выпускников. Инициатором конференции и исследования стала благотворительная организация «Друзья русских сирот» (президент Самуил Хардинг). В марте 2004 года было подписано соглашение между ЯрГУ им. Демидова, Управлением образования мэрии г. Ярославля и «Друзьями русских сирот». В течение апреля – июня 2004 года было проведено исследование, к которому было привлечено 30 студентов старших курсов факультета психологии и факультета социально-политических наук ЯрГУ им. Демидова.
    Некоторое теоретическое обоснование: под социальной адаптированностью мы понимаем наличие у субъекта определенных навыков и способов взаимодействия. Такими, по мнению В.А.Петровского, являются свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды (социальной и физической, окружающей человека; осознание своих потребностей и ценностных ориентаций, и способность воздействовать на среду для достижения своих целей и удовлетворения своих основных потребностей); способность человека осознать свои стереотипы в восприятии других людей, способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие различных социальных ролей.
    Вокруг ''интернатских'' детей формируются условия, отличающиеся от условий проживания ''семейных'' детей. Особенностями таких условий являются:
    замкнутость и ограниченность пространства жизни;
    преобладание директивно – опекающего стиля в системе отношений ''взрослый – ребенок'';
    ограниченные и однообразные социальные контакты;
    обеднение контактов с семьей и родственниками (прерывание личной истории, у ребенка нет перед глазами примеров благополучного, удачного самоопределения его предков).
    затрудненность в проявлении собственной активности в решении жизненных задач.
    Наличие этих условий обуславливает основную особенность самосознания детей-сирот: склонность избегать ответственности за выбор собственного жизненного пути, перекладывая его на текущие обстоятельства или на опекающего его взрослого, неумение конструктивно разрешать проблемные ситуации, затруднения в выборе жизненного пути (прежде всего в создании семьи) и профессии.
    В данной статье мы представим некоторые результаты, полученные при исследовании воспитанников 3 детских домов и 2 школ-интернатов г Ярославля.
    Характеристика выборки
    Всего в исследовании участвовали 373 человек (мальчиков -203, девочек - 170). Дети были разбиты на четыре группы по возрастному параметру:
    Дошкольники (4-6 лет)
    Младшие школьники (7-11)
    Средние школьники (12-14)
    Старшие школьники (15-18)
    Методы исследования.
    Психологические параметры.

    ПараметрыМетоды исследования
    Уровень общей осведомленностишкала Йирасика для дошкольников
    Шкала Векслера для младших, средних и старших школьников
    Эмоциональное состояние ребенка (эмоциональный фон, тревожность, уровень агрессии)Рисуночный тест “Дом-дерево-Человек”
    Тест (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) в модификации Панфиловой (дошкольники и младший школьники)
    Наблюдение за поведением ребенка
    СамооценкаМетодика Дембо-Рубинштейна (для всех возрастов)
    Рисуночный тест “Дом-Дерево-Человек” (для всех возрастов)
    Ценностная установкаМетодика на выбор ценностей (для средних и старших школьников)
    Готовность к выбору профессииОпросник на “Готовность к выбору профессии”
    Склонность к отклоняющемуся поведениюМетодика “СОП” (склонность отклоняющемуся поведению) для средних и старших школьников)

    Физическое состояние (данные были предоставлены медицинскими работниками детских домов и интерната)
    • Рост
    • Вес
    • Наличие хронических заболеваний
    • Диагноз психиатра
    • Физические дефекты
    • Время вступления в сексуальные отношения
    • Была ли беременность (для девочек)
    • Опыт злоупотреблений (наркотики, токсикомания, употребление алкоголя, табакокурение)
    • Рекомендованная ПМПК программа
    Социальные характеристики (данные были предоставлены социальными педагогами)
    • Состав семьи
    • Профессия родителей
    • Образование родителей
    • Уровень материального достатка родителей (очень низкий, низкий, удовлетворительный, средний, высокий)
    • Наличие жилья у ребенка
    • Наличие у родителей задержек психического развития, психиатрических диагнозов
    • Кто реально вовлечен в воспитание ребенка
    • Правонарушения в семье
    • Наличие злоупотреблений по отношению к ребенку (сексуальное, физическое, психическое насилие)
    • Опыт злоупотреблений у родителей (наркотики, токсикомания, употребление алкоголя, табакокурение)
    • Наличие правонарушений у ребенка
    • Посещаемость школы
    • Успеваемость
    • Любимые школьные предметы
    • Хобби ребенка (увлечения)
    Полученные данные интерпретировались с точки зрения психологических особенностей каждой возрастной группы, также был представлен психологический портрет детей, воспитывающихся в конкретном детском доме или интернате.
    Представим некоторые обобщенные данные исследования по возрастам.
    Дети поступают в детские дома в различном возрасте и, чем старше ребенок, тем запущеннее оказывается его здоровье. Для всех детских домов характерно наличие у детей хронических заболеваний. Все эти заболевания сопряжены с вредными привычками (курение, алкоголь, токсикомания и в редких случаях наркомания). Воспитанники детских домов, поступающие в определенную микросферу, имеющую позитивную установку на создание оптимальных условий их содержания, питания и воспитания, в большинстве своем несут груз генетической отягощенности, физической и социальной дезадаптации, свой уровень интеллекта, мотив поведенческого настроения. Все это требует создания условий для нормального роста, интеллектуального и физического развития и большой индивидуальной и групповой коррекционной работы длительный период времени. Анализируя данные физического состояния детей в детских домах нужно отметить основные тенденции:
    • наличие во всех детских домах детей с диагнозом олигофрения;
    • высокий процент количества детей с задержкой психического развития;
    • нарушение речи наблюдаются у детей всех возрастов;
    • самый высокий показатель курения в категории «средние школьники»;
    • в категории «старшие школьники» процент курения остается высоким за счет увеличения количества курящих девочек;
    • проблемы гиперкинетического расстройства обострены в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте и корректируются к среднему школьному возрасту.
    • проблема употребления детьми алкоголя актуальна для вех детских домов, особенно в категории «старшие школьники»;
    • процент поведенческих расстройств прямо пропорционален показателю токсикомании.
    Выявлено, что дети, имеющие диагноз ЗПР, существенно отличаются от остальных детей практически по всем показателям (осведомленность, склонность к отклонениям в поведении, способностью определять свои жизненные и профессиональные планы).
    Эмоциональный фон: у каждого третьего ребенка выявлен негативный эмоциональный фон. Причина этого в каждом возрасте различная. Для дошкольников – это разрыв отношений с семьей, трудности в принятии новой социальной ситуации развития, а также неумение сотрудников детских домов психологически грамотно выстроить ситуацию приема ребенка в детский дом. У младших школьников основная причина эмоционального дискомфорта – трудности во взаимодействии с учителями и детьми общеобразовательных школ, где они проходят обучение. В подростковом возрасте наблюдается естественный кризис взросления на фоне большого количества запретов и высокой потребности в независимости от мер, дошкольники дают высокий уровень эмоционального неблагополучия. Подростки имеют эмоциональные проблемы в связи с высокой потребностью в общении и независимости, что не обеспечивается детским домом (высока степень закрытости для внешнего окружения, контроля за детьми, наличие большого количества запретов (примеры: нельзя привести друзей, нельзя самим приготовить себе еду, завести домашнее животное, уйти на вечернюю дискотеку в город и др.), не предоставляется инициатива, реальная возможность нести ответственность за свою жизнь. В юношеском возрасте эмоциональный дискомфорт обусловлен неопределенностью будущего, осознанием своей неготовности к самостоятельной жизни. В тех детских домах, где не разработана система адаптационных мероприятий, этот показатель более высок.
    Тревожность: 33 % детей показали высокий уровень тревожности. Для дошкольников этот показатель наибольший, в старшем школьном возрасте – наименьший в связи с привыканием и принятием ситуации пребывания в детском доме как неизбежной.
    Для детей характерны высокий уровень агрессии, склонность к разрушающим формам поведения. Агрессивность возрастает от дошкольного к старшему школьному возрасту. Недостаточность контактов с внешним миром, масса ограничений, нехватка спортивных и досуговых мероприятий не позволяет перевести эту агрессии как вид энергии в социально приемлимое русло. Конфронтационные отношения с одноклассниками из семей и учителями является так же значимым фактором, связанным с дезадаптацией детдомовских детей. Для подростков и старших школьников фактором, вызывающим протестные и агрессивные формы поведения является высокая степень зависимости и контроля со стороны окружающих, а также высокая степень неопределенности жизненного и профессионального самоопределения, неразвитость волевой сферы, высокая степень инфантилизации.
    Самооценка как показатель реалистичности в восприятии себя нормализуется к подростковому возрасту. Но для большинства детей характерно завышение своих возможностей, переоценка себя. Неадекватность в понимании себя может приводить к трудностям социально-психологической адаптации. Дети, рисуя свое будущее (проективный рисунок), могли нарисовать себя на фоне иномарки, в дорогой одежде, девушки рядом с обеспеченным мужчиной). Часть рисунков показывает готовность пройти путь своих родителей (будущее в тюрьме, с бродягами…).
    Особенности ценностных установок подростков и старших школьников свидетельствует о восприятии окружающих как потенциальной угрозы. 33% детей считают, что надо быть настороже с окружающими, формулируют как жизненный принцип «Кто не с нами, тот против нас». Вместе с тем, около 50 % детей считают, что надо уметь приспосабливаться, слушать других, но поступать так, как ты считаешь нужным. Воспитанники не склонны брать ответственность за происходящее на себя, но при этом явно не перекладывают все на окружающих, а чаще надеются на удачное стечение обстоятельств, которое приведет к конструктивному решению сложившейся ситуации.
    У детей явно сужена мотивационная сфера. Многие из них не называют любимых предметов и учителей, не интересуются досуговой деятельностью. В тех детских дома, где поставлена работа социальных педагогов, дети выбирают именно те кружки, которые работаю внутри детского дома.
    Учитывая ограниченность выпускников детских домов в выборе образовательных учреждений для продолжения образования, выявлено, что у 27 % детей низкий уровень готовности к выбору профессии, средний уровень - 70%, высокий - 8 %. Наши исследование показывает, что дети, имея завышенную самооценку (лишь к старшему школьному возрасту она нормализуются) не реалистично оценивают свои способности, не достаточно хорошо представляют особенности рынка труда.
    Склонность к отклоняющемуся поведению показали более половины детей подросткового и старшего школьного возраста. Она проявляется в ориентации на преодоление норм, склонности к агрессии (особенно подростки), в сниженном эмоциональном контроле, низкой ценности здоровья. Практически у 80% девочек обнаружена проблема с принятием себя как девушки, будущей женщины, не сформирована установка на освоение и реализацию моделей женского поведения. Это достаточно просто объясняется: большинство воспитателей – женщины, в детских домах нет возможности решения задач, которые традиционно решают женщины.
    Ситуация пребывания в детском доме для мальчиков является более проблемной, чем для девочек. Мальчики, начиная с дошкольного возраста, более проблемно переживают ситуацию попадания в детский дом, у них больше страхов, сниженный эмоциональный фон, повышенная тревожность, они дают более высокие показатели по склонности к отклонениям.
    Данные, полученные в исследовании, обобщены и на каждого ребенка в компьютер введена информация по основным параметрам. Это существенно облегчит работу сотрудников детских домов. Кроме того, на основании исследования, предложен ряд проектов, сформированы группы, ответственные за их разработку:
    1. Программа обучения воспитателей и сотрудников детских домов и подготовки педагогов общеобразовательных школ к работе с детьми из детских домов.
    - психологические проблемы адаптации и реабилитации детей в детском доме;
    - первый день ребенка в детском доме;
    - психологическое выгорание сотрудников детских домов;
    - специфические особенности психо-социальной работы (курение, токсикомания, алкоголь, наркомания);
    - особенности работы с детьми с ЗПР;
    - обучение психо-коррекционным методикам;
    - КТД - как технология воспитательной работы и путь к самоуправлению в детском доме;
    - обучение методикам формирования поло-ролевых статусов.
    2. Программа постинтернатного сопровождения выпускников детских домов - до совершеннолетия и после совершеннолетия
    - проблемы раннего профориентирования;
    - проблемы профпригодности;
    - оказание помощи в решении проблем разных сфер самостоятельной жизни: жилье, быт, учеба, здоровье, психологическая поддержка, финансы, общение, досуг, защита юридических прав;
    - "Школа Жизни" - программа обучения бытовым навыкам, подготовка к семейной жизни, планирование собственного бюджета и т.п.;
    - оказание срочной помощи выпускникам в кризисных ситуациях.
    3. Программа "Здоровьесберегающие технологии в условиях детских домов"
    - психическое здоровье;
    - дидактогения;
    - психосоматическое здоровье;
    - программа изменения сознания ребенка в пользу собственного здоровья;
    - обучение стрессоустойчивости;
    - оказание помощи детям при психических травмах.
    4.Программа "Расширение социальных контактов детей из детских домов"
    - вовлечение студентов различных ВУЗов города в воспитательный процесс детских домов (система работы);
    - формирование положительного отношения в обществе к воспитанникам детских домов;
    - участие воспитанников детских домов в общегородских детских и молодежных мероприятиях;
    - поло-ролевое воспитание;
    - маркетинговые мероприятия.