Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТАРШИХ АРКАНОВ ТАРО В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТАРШИХ АРКАНОВ ТАРО В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

    К.Езерская, М.Пальчик (Новосибирск)

    В этой заметке мы хотим обсудить некоторые механизмы реализации второго этапа системного мышления. О том, как организован процесс системного мышления и в чем состоит первый этап, см. предыдущие две заметки М.Пальчика. Второй этап касается принятия решений, порождения новых перспектив, осознаний и смыслов, и основывается на использовании концентрации. В традиции навык концентрации формируется годами с помощью специальных практик, а также, иногда, за счет драматизации, нагнетания, т.е. создания мобилизующей обстановки. Трудно ожидать, чтобы все эти средства столь же эффективными для современного человека, как в прежние вемена. Тем не менее, в современном мире сохраняется власть архетипических символов над сознанием человека, и тайные смыслы, содержащиеся в них, столь многоплановы, что могут воздействовать на глубинные структуры подсознания в любых контекстах по отношению к любым проблемам как в личной, так и в деловой жизни.
    Наше время характеризуется тем, что огромный объем полученной человечеством информации стал общедоступным, или доступным при некоторой минимальной настойчивости. Время легко обращается к опыту любых других времен и любых цивилизаций, и соединяет элементы в новые комбинации. Важно, что получаемые при этом продукты уникальны, в другие времена они были бы невозможны. Поэтому то, что здесь обсуждается - не римейк гадательного Таро. Здесь обсуждается новый прием запуска системного мышления в его самом современном понимании, где элементы Таро используются на строго определенном этапе как служебный, но очень эффективный катализатор дальнейшего процесса системного мышления. Заметим, что это же касается использования в рамках нашего направления других традиционных и новейших архетипических типологий – различных астрологических карт, рун, настоев доктора Баха, гомеопатических портретов и т.д.
    Итак, речь идет о новом инструменте, инициирующем вторую фазу системного мышления и действующему так же сильно, как инструмент ритуала в прежние времена. Для создания этого инструмента нами были использованы некоторые элементы ритуала Таро – в первую очередь его (переосмысленная для современных человеческих контекстов) глубинно-архетипическая составляющая, содержащаяся в так называемых Старших Арканах. Она проявляется в форме замкнутого цикла из двадцати двух переходящих друг в друга внутренних состояний человеческого духа. Понятно, что деление на двадцать два этапа – лишь один из возможных способов деления цикла (замкнутого круга) на равные или неравные части. Однако это хорошо разработанная и веками уточняемая традицией структура, поэтому состояния, к которым мы получаем доступ при таком членении цикла, - целостны, а также необходимы и достаточны для осознания всего цикла, внутри которого, на одном из глубинных уровней нашего бытия, мы и движемся в течение всей жизни. независимо от смены контекстов. Этот уровень бытия является источником любых решений и выборов в каждой конкретной задаче, исходная формулировка которой, как уже сказано, формируется на первом этапе. Старшие Арканы Таро создают гарантированный доступ к этому глубинному уровню. Настроившись на него, мы можем осознавать именно тот из составляющих его двадцати двух глубинных архетипов, который стоит за данной уникальной задачей, целью или проблемой, в каких бы описаниях она ни формулировалась. Осознание такого архетипа дает мощную культуральную поддержку одинокому в своей проблеме человеку, потому что архетип всегда основан на особой этико-энергетической структуре, т.е. содержит определенное правило точного внутреннего поведения. Можно сказать, что, задав актуальный вопрос и вытащив карту, человек попадает в ту зону своей внутренней территории, законы которой выражает эта карта, и тогда эта зона ему раскрывает свое секретное устройство (дословно, «аркан» – тайна). Например, попав на территорию Мага, нужно настроиться на восприятие структуры внутреннего пространства, на принятие самой идеи о том, что оно может оказаться структурированным, и что существуют необходимые для воплощения задуманного пошаговые технологии, т.е. технологии перемещения внутри этой структуры. Попав на территорию Жрицы, человек должен стать представителем тонкого плана в материальном мире. Отсюда можно видеть мир «глазами» тонкого плана и, таким образом, прозревать в нем то, что неочевидно и получить соответствующую власть над ним, а затем использовать эту власть для того, чтобы квалифицированно заботиться о мире от имени и в интересах тонкого плана. В пространстве Шута единственный способ выстоять - отставить сомнения и привычные мыслительные стереотипы, и создать состояние открытости, чтобы адекватно воспринять принципиально новую идею. На территории Суда необходимо внимательно отслеживать свое поведение на внутренней территории, выискивая отжившие стереотипы и отправляя их в небытие, прежде чем они проявятся на внешней территории и повлияют на развитие ситуации. Находясь на территории Умеренности, нельзя оставаться захваченным обычными мирскими желаниями, т.к. материализуются только те желания и цели, которые санкционированы миссией и высшими стратегическими ценностями человека. Обращаясь к Таро по поводу любой актуальной ситуации, человек выходит на один из этих универсальных законов и получает возможность видеть актуальную ситуацию сквозь его призму.
    В традиции на том дело и заканчивалось, т.е. человек получал, таким образом, конкретное указание, как ему действовать в данной ситуации, поэтому решающее значение имело, какая именно карта ему «выпадет». Для того, чтобы карта была вытянута максимально точно, существовал целый ряд ритуальных правил и ограничений, собирающих концентрацию. Однако современный взгляд и, в частности, системный подход, требует учитывать, что все двадцать два правила объединены мощным потоком порождения. Поэтому, образно говоря, войдя в одну из дверей – любую из двадцати двух – человек неизбежно попадает в весь круговорот осознаваемых на данном внутреннем уровне состояний, и в этом смысле не важно, через какую именно из дверей он туда войдет - т.е., иными словами, в нашем подходе не имеет значения, какую карту он достанет. Важно, что упомянутый круговорот немнуемо выбросит его в тематику именно того аркана, который соответствует самойглубинной болевой точке проблемы – независимо от того, с какого аркана начался процесс. И в любом случае человека мощно затягивает на тот глубинный уровень восприятия, где знание об оптимальном внутреннем поведении, влияющем на решение проблемы во внешнем пространстве, высвобождено из-под иллюзии уникальности, и потому неразрешимости, исходной задачи. Запрос картам по поводу проблемы похож на то, как человек протягивает руку, чтобы его втащили на следующий этаж, где его обзор расширяется, и он обнаруживает возможности, которых не видел, находясь внизу, в гуще событий. Иными словами, архетип выводит человека на некую энергетическую формулу точного внутреннего поведения в ситуации, по поводу которой задан вопрос. Кроме того, архетип указывает человеку на то, что такой же внутренний инструктаж получали многие поколения до него. Т.е., с логического уровня, в котором он одинок и покинут (Богом), потому что «ни у кого никогда ничего подобного не было», архетип переводит человека на уровень, где за ним стоят поколения поддерживающих и понимающих предков или даже какие-то иерархии высших сил, и ощущение «богопокинутости» исчезает.
    Однако, ощущение поддержки и даже получение конкретного совета вовсе не решает проблему. Ощущение поддержки лишь означает присутствие силы, с которой человек может проблему без страха обсуждать, т.е. жаловаться на трудности, «докладывать» о достижениях и разрабатывать дальнейшие шаги. Поэтому контакт с картами Таро по поводу проблемы вызывает бурный всплеск эмоций, стимулируемых такой атмосферой доверительности. Тогда, вытащив карту, человек неизбежно чувствует яркий телесный отклик, за которым легко обнаружить тайные базовые страхи, в конечном итоге тормозящие решение исходной задачи. Если выпавшая карта пугает, то страх проявляется в своем чистом виде; если она радует, то здесь легко применить технику выслеживания положительных эмоций, которая покажет, какой именно страх стоит за данным типом радости (т.к. радость в некоторой конкретной ситуации следует здесь рассматривать как радость избавления от соответствующего страха). Тогда применение карт при решении жизненной задачи дает доступ к тем скрытым страхам, которые и создают препятствия в ее решении. Далее используются практики трансформации энергии (сессия перепросмотра), после чего необходимо снова проверить телесную реакцию на данную карту. Если реакция изменилась, но осталась дискомфортной, то делается следующая сессия выслеживания и перепросмотра. Если же реакции больше нет, но нет и ощущения завершенности, следует задать новый вопрос по поводу ситуации и вытащить еще одну карту, после чего выслеживание телесной реакции на карту и трансформация этой реакции повторяется до тех пор, пока проблема не будет полностью решена. Приведем стенограмму демонстрации этого приема на одном из наших семинаров. (Клиент работет с проблемой внутреннего саботажа в практиках.)
    - Что делать с саботажем? (выбирает карту) - «Сила». Женщина спокойно сидит в медитации, опираясь спиной на дремлющего льва. Это управление не с помощью правил, не с помощью подавления, а с помощью любви. Найти с ним общий язык, чтобы он не нападал, а, пока мы сидим в медитации, тихо посапывал. Только сейчас ты стремишься перейти в состояние понимания. Этого не нужно делать. Важна первая реакция, возникшая в процессе комментария. - Есть волнение, страх. - Это страх чего? - Что-то вроде неуверенности в своих силах. - Найди в личной истории эпизоды, где есть такая же неуверенность. - Сколько угодно в школьном возрасте. Например, урок физкультуры, когда нужно подтянуться на турнике, а я не знаю, хватит ли сил.- Интересно, на какую часть символа возникает такая реакция: на спокойно сидящую женщину, на льва, притаившегося у ее ног? - На женщину. Хватит ли у меня силы на такое спокойствие. - И это ровно та сила, которой ты обладаешь, но она потенциальна, еще не проявлена. И тогда этот знак показывает направление. Если ты посмотришь теперь на свой саботаж, с чем же конкретно ты станешь работать? - Не знаю. По мне холод ползать начал. - Это означает, что мы сейчас движемся к чему-то по-настоящему важному. Можно снова обратиться к картам: «С чем конкретно работать?» - вытягивает карту. - «Императрица». Женщина на карте беременна, и она ждет. Это состояние связано с ожиданием плодов своего труда, со спокойным терпением, с умением следовать срокам и законам. Перевернутая карта означает, что это состояние в ситуации вопроса было бы уместно, но пока оно недоступно. - Какое ощущение возникает?- Хочется втянуться, съежиться. - Где было в прошлом такое переживание? - Это страх наказания. Нашкодил и хочется спрятаться. И ощущение холода усиливается. - Можешь найти источник холода и этих волн? - В области почек. - Расфокусируй внимание в области почек, и найди там такое место, которое необходимо раскрыть. Теперь все больше раскрывай эту область и оттуда пойдет все больше энергии. Нужно выследить ее источник и пройти вглубь. То есть раскрыть новые глубины, новые уровни себя. - Теперь все, холод вышел. - Опять обратись к картам. «Сила». Управление через любовь, через снисхождение, мягкость. Какие у тебя идеи возникают, особенно когда ты вспомнишь тот фрагмент саботажа в перепросмотре? - Возникла идея, что с этим не нужно бороться, это нужно принять, потому что это часть меня. Саботаж выходит наружу, когда нет достаточно силы для работы, чтобы мне себя не обессилить. А я с ним спорю и трачу дополнительные силы, необходимые для работы… Вот как устроен мой саботаж! Я ввязываюсь в споры с самим собой, или с другими людьми, и это не дает возможности делать реальное дело. - А точнее, «в позитивных терминах», дает возможность его не делать.