Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАР

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАР

    С.С. Межигурский (Волжский)

    Рисуя обобщенную характеристику личности несовершеннолетнего правонарушителя необходимо учитывать не только его социально-психологические особенности, хотя зачастую они и являются определяющими, но и типологические, и сомато-конституциональные.
    Исследованиями отечественных и зарубежных авторов можно считать установленным, что определенную отрицательную роль играют отклонения в развитии организма и психики ребенка. Не менее 30-40% несовершеннолетних правонарушителей страдают различными заболеваниями.
    К. Е. Игошев считает, что необходимо учитывать типологические особенности, так как известно, что нервная система несовершеннолетнего находится в стадии формирования. Непостоянство процесса выработки тормозных реакций, несомненно, влияет на мотивационную сторону деятельности, на специфику умысла и способ совершения деяния. Несовершеннолетний способен совершить противоправное деяние, не задумываясь о его последствиях. В связи с этим нельзя забывать об острой восприимчивости и впечатлительности несовершеннолетнего, несформированности, поверхностности самосознания и самооценки, неустойчивости интересов, обусловливающих его особую подверженность влиянию непосредственных условий.
    Интересны также в этом отношении данные А. Е. Личко, который приводит основные типы нарушений поведения при акцентуациях характера, психопатиях и шизофрении. Это следующие типы реакций, характерных для подросткового возраста: эмансипация, группирование, увлечение, влечение.
    Эмансипация проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших, освободиться от их стандартов, норм и ценностей.
    В реакции группирования находит отражение почти инстинктивное для подростков стремление к группированию со сверстниками. Этой реакцией может быть объяснен тот факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе.
    Увлечение – это особые психологические феномены. Структурные компоненты личности, располагающиеся между впечатлениями, с одной стороны, и интересами – с другой.
    К реакциям, обусловленным формирующимся сексуальным влечением, относятся не только непосредственные проявления сексуальной активности, но и другие формы нарушений поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски (например, избирательная агрессия). Сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайно неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим формам.
    Все указанные поведенческие реакции, как отмечает А.Е.Личко, могут представлять собой варианты нормального для подросткового возраста и патологического поведения.
    Говоря о двойственности духовного мира несовершеннолетнего преступника, следует принять во внимание многообразие заложенных в нем противоречий. Основными из них являются: дисгармония физического и психического облика несовершеннолетнего; противоречия и между эмоциональными и рациональными компонентами личности (между эмоциями и оценками, чувствами и опытом и др.); противоречия мыслительной деятельности (между активностью мысли и малым запасом знаний, опыта и др.); противоречия между духовным миром и деятельностью (между каждой деятельности и волевыми качествами, между поступками и мотивами, интересами, потребностями и др.).
    В другой работе К.Е.Игошев, рассматривает личность молодого преступника (18-25 лет) также как внутренне противоречивую систему. Несмотря на то, что данная работа посвящена исследованиям личности несовершеннолетнего правонарушителя, представляется уместным привести данные исследований Игошева К. Е., так как выявленные им противоречия имеют место и в случае с несовершеннолетним, хотя и выражены в меньшей степени, и в несколько ином плане. Так, исследуя личность молодого преступника, автор указывает, что на нее (личность), во-первых, оказывает существенное влияние социальная действительность, и он должен иметь определенные положительные черты и качества, свойственные членам общества. Во-вторых, преступник, как и иная личность, представляющая общественную опасность, имеет специфические черты чуждой современному обществу психологии, то есть совокупность отрицательных с точки зрения общества качеств. В-третьих, формирование этих качеств неразрывно связано с теми специфическими условиями микросреды, которые создают возможность утверждения в сознании и поведении личности чуждых обществу качеств.
    Опираясь на это можно выявить общую характеристику личности преступника в возрасте 18-25 лет в единстве положительных и отрицательных сторон. Нужно учитывать, что такая характеристика охватывает не только черты, которые следует «снять» при перевоспитании, но и те, на которые необходимо опираться в процессе предварительного расследования.
    Автором было выявлено, что молодым преступникам присущи положительные черты, которые можно расположить по степени выраженности и значимости, в следующем порядке: любовь к родителям, родственникам; трудолюбие, стремление исправить недостатки, стремление учиться и другие. Первая черта наиболее свойственна лицам. Совершившим грабежи, разбойные нападения, кражи и хищения. Опираясь на это качество можно достичь определенных результатов в установлении психологического контакта. Следует отметить, что выраженность этого признака имеет тенденцию к понижению с увеличением возраста. Но тенденция к понижению одних положительных качеств, сочетается с тенденцией в усилении других. Например, с возрастом развивается и укрепляется такое качество как трудолюбие.
    В целом же необходимо подчеркнуть, что колебания в распространении положительных черт в зависимости от возраста и вида совершенного преступления в целом не нарушают общей структуры положительных признаков. Для этой структуры, в основном, характерны ограниченность (узость) видов положительных черт, неразвитость особенно тех черт, которые имеют важное значение в формировании правильного отношения к общественным требованиям. К окружающим людям, к самому себе (уважение к обществу, к людям, нетерпимость к нарушениям общественного порядка и т. п.).
    Представляют интерес и результаты исследования Г.Г. Бочкаревой, целью которого было провести сравнительный анализ мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в колониях и их сверстников-школьников, не совершивших правонарушений.
    В итоге проведенной работы автором были сделаны следующие выводы.
    В мотивационной сфере правонарушителей доминируют низшие мотивы, которым высшие – нравственные – в силу их слабости не могут противостоять. У многих правонарушителей выражены антисоциальные стремления при слабости нравственных мотивов. В то же время для правонарушителей характерна бедность интеллектуальных и вообще высших интересов.
    У определенного количества правонарушителей примитивные потребности находятся в сложном взаимодействии с имеющимися у них нравственными тенденциями. Вследствие этого возникает внутренняя неудовлетворенность собой, своим положением преступника и желание исправиться, выйти из такого положения. Это дает основания для оптимистического прогноза в отношении исправления и перевоспитания таких правонарушителей.
    При сравнении мотивационной сферы правонарушителей младшего и старшего подросткового возраста обнаружилось, что потребности правонарушителей этих двух групп по содержанию почти не отличаются друг от друга.
    У школьников же, нравственное воспитание которых протекает успешно, с возрастом происходит значительное развитие и обогащение высших потребностей – они начинают занимать все большее место в жизни подростков.
    В ходе исследования выявлено несколько групп правонарушителей, у которых имеется различное соотношение антиобщественных и нравственных стремлений. Эти группы получили названия: «раскрывающиеся», «бесконфликтные», «циники».
    Представители первой группы имеют определенные нравственные тенденции, которые вступают в конфликт с побуждениями, толкающими на преступление. Но уровень моральной зрелости оказывается не настолько высоким, чтобы сдержать эти побуждения, поэтому и становится возможным совершение преступления.
    Для «бесконфликтных» характерно с одной стороны, напряженные примитивные потребности, с другой – крайняя слабость моральных побуждений, поэтому у них отсутствует конфликт. Они легко позволяют втянуть себя в любое преступление, а совершив его, не испытывают раскаяния.
    У «циников» имеют место аморальные убеждения в сочетании с сильными примитивными антиобщественными потребностями и агрессивными стремлениями. Эти особенности делают их (особенно старших) наиболее упорными и злостными нарушителями общественного порядка и уголовных законов, а также позволяют им быть инициаторами преступных группировок.
    Выявление среди правонарушителей различных групп, отличающихся по структуре мотивов, может иметь практическое значение. Оно дает основание для индивидуального подхода к несовершеннолетним правонарушителям при проведении следствия и суда.
    Сходную характеристику типов несовершеннолетних правонарушителей дает нам А. И. Долгова, которая выделяет и характеризует также три типа: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный и ситуативный.
    Последовательно-криминогенный тип. Нормы морали и права систематически нарушаются представителями микросреды, а также и самим правонарушителем. Преступное поведение вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается взглядами, социальными ориентациями и установками субъекта. Обычно ситуация преступления не просто им используется, а активно создается.
    Ситуативно-криминогенный тип. Представители данного типа характеризуются нарушением моральных норм и правонарушениями непреступного характера, ненадлежащим исполнением требований общественно полезных социальных ролей. Они формируются и действуют в противоречивой микросреде. В данном случае на возможность совершения преступления оказывает решающее значение взаимодействие личности и социальной среды.
    Ситуативный тип. У представителей данного типа безнравственные элементы сознания и поведения личности выражены незначительно. Определяющим в данном случае являются дефекты в механизме взаимодействия социальной среды и личности в сложных ситуациях – проблемных и конфликтных. Преступление такими лицами совершается под решающим влиянием ситуации, возникающей не по вине правонарушителя, в которой другими субъектами нарушаются моральные и правовые нормы.