Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВЗГЛЯДА НА ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО..

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВЗГЛЯДА НА ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО..

    Клевцова Е. В.
    (ОмГУПС, г. Омск)

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВЗГЛЯДА НА ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ПОТРЕБНОСТЕЙ

    Религия, философия, наука являются тремя основными движущими силами человеческой цивилизации, которая всегда устремлена к одной цели – поиску совершенного блага человека. О результатах этого поиска на настоящий момент нет необходимости говорить много: мир стоит на грани глобального кризиса, грозящего уничтожить не только все достижения научно-технического прогресса, но и саму жизнь на земле. Кто виноват в этом? Очевидно, сам человек, его бурная деятельность. Современное общество не обременяет себя поисками Божественной истины. Иерархию ценностей оно определяет в силу сложившегося богоборческого мировоззрения. Потеряв правильные духовно-жизненные ориентиры, общество ввергло человека в духовный кризис, который грозит нравственным распадом. Сегодняшняя реальность свидетельствует о кризисном состоянии подрастающего поколения. Российское общество очень озабочено здоровьем нации. Статистика свидетельствует о демографическом кризисе, происходящем в нашем государстве. Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат вызывает тревогу: 4,5 млн. детей-сирот при живых родителях. Общеизвестно, что наше общество одолевают страшные болезни: СПИД, наркомания, преступность.
    В поисках совершенного блага вне Бога научно-технический прогресс создал такую трагическую ситуацию, когда предназначенное быть светом оказывается для человека тьмой и ведет ко всеобщему страшному концу. Одной из серьезнейших ошибок, совершенных в последние столетия в цивилизованном мире, является противопоставление научного и философского знаний религиозному. Пренебрежительно-отрицательное отношение к религии и противопоставление ее науке и философии зародившиеся в истории Нового времени, и особенно в эпоху Просвещения, влечет за собой также и далеко идущие психологические, нравственные и практические последствия, самым негативным образом отражающиеся на человеке. Мощный научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном резком снижении в них христианской религиозности приводит все больший процент людей не к обещанному райскому блаженству на земле, а к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным извращениям, тяжелым нервно-психическим расстройствам, самоубийствам. Куда же ведет человека современная цивилизация, «освобождаясь» от религии и ее морали?
    Комфорт жизни, кое-где и кое для кого отчасти достигнутый, но для большинства человечества по-прежнему лишь обещаемый научно-технической революцией, настолько заворожил все человечество, что оно забыло не только о духовных, нравственных и религиозных ценностях, но и о самой своей жизни, не говоря уже о жизни своих потомков. Наслаждение, выгода, власть - компоненты и спутники комфорта - буквально свели с ума и окончательно поработили современного человека, заставляя его ради их достижения губить ту природу, частью которой он сам является. Ценностная направленность человека, его мышления, чувств и воли определяют потребности. Существует иерархия потребностей от чисто биологических, первичных, таких как потребность в пище, воде и кислороде, без чего не возможно поддержание жизни, до утонченной потребности в самореализации, которая возникает в качестве завершающей на самом верхнем их уровне. Потребности человека есть объективная реальность, его непременное свойство, как любого другого живого организма. Столь же естественно и стремление к удовлетворению своих потребностей являющееся мотивацией к действию, проявлению физической, интеллектуальной или социальной активности и эмоций.
    Формирование потребностей человека – сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения. Однако одностороннее развитие каких-то потребностей, неадекватное возможностям их удовлетворения, может привести к деформации личности, возникновению в человеке личностных свойств нежелательных для общества, а порой пагубных для самого человека. В течение всей своей жизни человек испытывает определенные земные, естественные радости: радость молодости, радость достижения определенного успеха, радость творческих сил, радость в преклонном возрасте от мудрой опытности, когда ей сопутствует чувство Божественного присутствия. Земной путь человека может и должен быть пройден достойно, а это значит, что человек должен вести нравственную жизнь, совершать достойные поступки, иметь достойные мысли и побуждения. Во многом это зависит от государства и общества, в котором живет человек. Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем, из которого они черпали живую воду истинной веры и подлинной духовности. Наступило время, когда возникла насущная потребность государству и власти объединиться и помогать подрастающему поколению в формировании и сохранении духовных ценностей. Наиболее плодотворно решаются эти вопросы благодаря консолидации властей: церковной и государственной. Государство занимается своими, мирскими делами, Церковь врачует духовные раны. У каждого свой путь, но не надо забывать: цель – общая. Правовое законодательство – прерогатива государства, а за Церковью – нравственное здоровье общества.
    К сожалению, в современном мире на первое место выходит удовлетворение материальных потребностей. Без сомнения, естественное и необходимое удовлетворение материальных потребностей, приобретение для этого предметов домашнего обихода, одежды, технических средств, современной радиоэлектронной аппаратуры и компьютерной техники необходимо и оправдано. Однако, в случае гипертрофированного, неуправляемого развития материальных потребностей их удовлетворение легко переходит в пустое накопительство, в «вещизм». Формируется общество потребления. В равной мере биологическая (физиологическая) потребность к пище может быть гипертрофирована в обжорство со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья человека. Одним из следствий развития гипертрофированных материальных потребностей и их удовлетворения является дополнительная нагрузка на природные ресурсы поскольку любое производство начинается с эксплуатации тех или иных видов природного сырья. Чрезмерный спрос и нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения приводит к запредельно высокой нагрузке на окружающую среду. Погоня за материальными благами, если она становится ведущим стимулом жизнедеятельности, отвлекает человека от духовных интересов, в определенной мере подрывает его интеллектуальные возможности. Если основные, насущные потребности: физиологические, защищенности себя и своей семьи, и достойного положения в окружающей социальной среде полностью удовлетворяются, человек, как личность, получает дополнительные возможности для анализа собственных чувств, адекватного восприятия окружающей обстановки, развития самоуважения, необходимого для принятия самостоятельных решений. Очевидно и то, что именно такая ситуация способствует развитию социальной активности личности, реализации творческих способностей человека.
    Гипертрофированные потребности к потреблению, которые П.А.Сорокин назвал основной характеристикой чувственного типа культуры, культуры «эмпирической, светской и «соответствующей этому миру», основанной на признании того, что объективная реальность и смысл её сенсорны», приводят к деформации общественных отношений. [Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М. 1992. C.431].
    Рассуждения по этому поводу можно обнаружить также во многих религиозных источниках, в которых сосредоточены, сконцентрированы, наработанные веками, духовно-нравственные основания жизни и общения людей. Вот ответ Иисуса юноше, вопросившем его что надо сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною [Матфей 19.21]. И далее продолжил эту мысль "И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". [Матфей, 19.24]. Если приблизить слова пророка к нашему миропониманию очевиден такой их смысл: если хочешь быть совершенным - не ставь перед собой цели обогащения.
    Гипертрофированные желания, не отвечающие реальному вложению в общественно-полезный труд личных усилий, отсутствие возможности удовлетворения этих желаний, порождают душевный дискомфорт, могут явиться фактором, стимулирующим антиобщественные поступки, преступления против общественной или частной собственности, деградацию личности. Поэтому в современном обществе, с его соблазнами и искушениями, именно духовные потребности (религиозные, культурные, эстетические) занимают особое место в формировании личности.
    Сейчас как никогда, наука и техника, философия и религия пришли в такое соприкосновение, которое с необходимостью требует нового, гармонично-целостного отношения современного человека, и в первую очередь ученого и философа, к той вере, которая наполняла жизнь наших отцов в течение многих веков и руководила всей их деятельностью. Поэтому проблема восстановления изначально бывшей гармонии и взаимосвязи между религиозным, философским и научным видением мира является не просто важной, но по ряду причин должна быть сегодня отнесена и к наиболее актуальным.
    Религия не есть ни наука, поскольку объектом ее постижения является совершенно иной мир - мир духовный, ни философия, так как существо религии - в особом духовном, а не рациональном постижении Бога. О соотношении науки, философии и религии известный хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий, он же святитель Лука в ХХ веке писал: «Знание больше, чем наука. Оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это, прежде всего, интуиция, то есть предвидит там, куда не достигает научный способ познания. Интуиция все больше (в последнее время) занимает внимание философии. Ею мы живем гораздо больше, чем предполагаем. Она-то ведет нас в другую, высшую область духа,- то есть в религию». [Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. М.: Троицкое слово. 2001. С.36 ].
    Православие в своем свидетельстве о благе апеллирует непосредственно к Откровению и к церковно-историческому опыту богопознания. Здесь в истинности познаваемого человек удостоверяется не посредством своих пяти чувств, не опосредованным путем логики, а непосредственным фактом внутреннего переживания, созерцания Бога, ибо Истина, а в ней и благо, не доказуется, а показуется. При этом истинность индивидуального опыта проверяется в Православии соборным (коллективным) опытом Церкви (святых), в свою очередь основанном на свидетельствах (истинах) Откровения, зафиксированного в Священном Писании.
    Православие в своем учении не предлагает ничего, что могло бы отрицательно влиять на нравственное состояние личности и общества, на развитие мысли, науки, культуры в целом. Напротив, оно предлагает человеку такой идеал - богоподобную любовь, которого до него не знала ни одна религия и философия и который не только соответствует самым глубоким и чистым стремлениям человеческой души, но и показывает, особенно на примерах святых, как преображается личность, ставшая на путь неформальной православной жизни.
    Православие удовлетворяет важнейшей потребности человека - дает конкретный и исчерпывающий ответ на вопрос о смысле и цели его жизни: вечное бытие личности в единении с Богом. При этом достижение указанной цели не игнорирует никаких реальных потребностей человека и действительных ценностей этой жизни.
    Что могло бы дать Православие науке и философии? Прежде всего:
    – ясную целенаправленность и конечный смысл научных исследований и философских изысканий;
    – осознание необходимости и приоритетности духовно-нравственных критериев в определении полезности (истинности) всей познавательной, исследовательской, творческой деятельности человека;
    – ограждение ученого от страсти «познания ради познания», рабство которой все с большей очевидностью приближает современное человечество к реальности человеков-роботов;
    – способствовало бы нахождению более полноценных и нравственно оправданных направлений развития научного, философского и гуманитарного образования и разрешению одной из серьезных проблем - соотносительной значимости религии, философии и науки в жизни и деятельности человека;
    – сыграло бы огромную роль в создании здорового климата в обществе, в его наиболее важной сфере жизни - духовно-интеллектуальной.
    Изоляция же науки и философии как высокоспециализированных социальных реалий от Православия неизбежно ведет к разрушению целостности и многомерности видения и мира, и самого человека, что приводит, как показывает наша история, к самым печальным последствиям. Новейшая история России открывает уникальные возможности и перспективы актуализации православных подходов в науке и философии, включаю обозначенные проблемы научно-технического прогресса и потребностей.