Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИНЫ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИНЫ

    Н.М. Брагина (Сочи)

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИНЫ К РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА

    В неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в нашей стране, все большую актуальность приобретает проблема психологической готовности женщины к рождению ребенка. Не вызывает сомнения необходимость дополнительного изучения различных вариантов нормы ее формирования. Данная работа была предпринята автором с целью выявления социально-психологических факторов, которые могут оказать влияние на готовность женщины к рождению ребенка. Исследование проводилось на базе Адлерской женской консультации г. Сочи. Исследовалась группа из тридцати первобеременных женщин. У всех беременность была желанной, никто не планировал прерывать беременность или отказываться от ребенка. Возраст исследуемых от 16 до 29 лет. Для удобства систематизации результатов испытуемых делили на группы по возрасту: до 18 лет (включительно), от 19 до 22 лет и старше 22лет. Внутри этих групп проводилось деление по семейному статусу: на состоящих в зарегистрированном и в гражданском браке. Таким образом, в первую возрастную группу вошли три женщины в возрасте 16, 17 и 18 лет, из которых старшая состоит в зарегистрированном браке, а другие – в гражданском. Образование у всех троих среднее, но старшая из них являлась на момент исследования студенткой. Беременность у всех троих не была запланирована и, таким образом, отсутствовала и специальная подготовка. Во вторую возрастную группу вошли тринадцать респонденток, из которых девять состоят в зарегистрированном браке, остальные – в гражданском. Пять женщин имеют высшее образование, одна – среднеспециальное, шесть – студентки, одна – домохозяйка. У трех испытуемых из тринадцати имела место подготовка к рождению ребенка (посещение школы матери). В третью возрастную группу вошли четырнадцать человек. Из них трое состоят в гражданском браке и десять в зарегистрированном. Одна испытуемая не замужем. В данной возрастной группе девять женщин имеют высшее образование, одна – среднемедицинское, одна – студентка, остальные имеют среднее образование. Из четырнадцати испытуемых одна посещала занятия в школе матери, еще две собираются это сделать позже, еще одна хотела бы посещать занятия, но не может из-за плохого самочувствия. Остальные испытуемые не собираются посещать занятия.
    Ввиду того, что одна из испытуемых третьей возрастной группы не состоит ни в зарегистрированном, ни в гражданском браке. Для сохранения чистоты выборки результаты ее обследования не учитывались и не анализировались. Таким образом, получилось три возрастные группы, включавшие одна трех человек и две другие – по тринадцать человек.
    Во время исследования применялись различные модификации психодиагностических методов, такие, как анкетирование, личностное тестирование, ассоциативная аутоидентификация, диагностическая беседа. Из шести использованных методик две были авторские и одна адаптированная. Для исследования и анализа социальной ситуации подготовки респондентов к рождению ребенка использовалась диагностическая беседа, где задавались вопросы о подготовке к беременности, о физическом и эмоциональном состоянии испытуемой, реакции родителей на беременность и так далее.
    Отношение респондентов к собственной беременности исследовалось с помощью таких методик, как тест ассоциаций, “Психологический портрет” (авторские) и “Анкета” (адаптированная). Тест ассоциаций представляет собой ряд ключевых слов, которые в определенном порядке называются испытуемой: роддом, схватка, роды, малыш, родители, плач, ночь, колыбель, соска, памперс. Женщина слышит слово и называет первую ассоциацию. В данном ряде ключевых слов некоторые слова (“малыш”, “колыбель”, “соска”) могут иметь позитивную окраску и ассоциироваться с чем-то приятным, такие слова, как “схватка”, “плач”, “ночь” могут вызывать негативную ассоциацию. Интерпретация слова “родители” может быть связана с родителями испытуемой, как источником поддержки и помощи, или с самой беременной в качестве родителя. Полученные ассоциации интерпретируются субъективно.
    Тест “Психологический портрет” представляет собой ряд различных высказываний по поводу беременности и рождения детей. Испытуемой предлагается выбрать один вариант, наиболее подходящий ее ситуации. Выбранные варианты интерпретируются следующим образом:
    -варианты А и Б означают, что женщина в принципе не хочет иметь детей, причем первый вариант выдает несколько агрессивное отношение к детям вообще;
    -вариант В означает, что она не против иметь ребенка, но когда-нибудь в отдаленном и неопределенном будущем;
    -вариант Г рассматривает детей как средство улаживания семейных конфликтов;
    -вариант Д означает, что женщина может не испытывать насущной потребности в ребенке именно сейчас, но считает необходимым родить до определенного возраста, чтобы избежать возможных проблем в связи с рождением больного ребенка;
    -вариант Е означает, что женщина рассматривает ребенка как средство избавления от одиночества;
    -вариант Ж ориентирован на детей определенного пола;
    -вариант З означает несколько эгоистическое отношение к ребенку и рассматривает его как опору в будущем;
    -вариант И - окологармоничный: женщина чувствует потребность в ребенке, в целом все благополучно, но она несколько не уверена в отце ребенка, возможно, безосновательно;
    -вариант К – самый гармоничный. Предполагает создание семьи и стабилизацию отношений в семье до наступления беременности, а также наличие определенной нравственной подготовки к рождению ребенка;
    -вариант Л также окологармоничен, женщина, выбравшая этот вариант, видит в материнстве весь смысл своей жизни. Подобная концентрация только на детях может помешать гармоничному развитию личности женщины или привести к тяжелому разочарованию, если она не может иметь детей.
    Адаптированная методика “Анкета” состоит из девятнадцати негативных утверждений. Испытуемой предлагается выразить согласие или несогласие с ними. Чем больше ответов, выражающих согласие, тем негативнее женщина воспринимает свою беременность и рождение ребенка. В оригинальном варианте эта методика была взята из книги В. В. Бойко “Если ты мать и жена”, в которой она ориентирована на женщин уже имеющих ребенка. Для проведения данного исследования, методика была адаптирована так,чтобы ее могли выполнить первобеременные.
    Исследование и анализ ценностных ориентаций будущих матерей проводились с помощью “Опросника терминальных ценностей (ОТеЦ)”.
    Для исследования и анализа локализации контроля будущих матерей использовалась методика “ЛК (в)” - новая версия методики “Уровень субъективного контроля”, предложенная Е. Г. Ксенофонтовой.
    Межличностные отношения респондентов исследовались по методике Т. Лири.
    Результаты исследования социальной ситуации подготовки к рождению ребенка, а также отношения респондентов к собственной беременности и рождению ребенка были сведены в таблицы по возрастным группам и семейному статусу и интерпретировались субъективно. По результатам исследования ценностных ориентаций будущих матерей, локализации их контроля и межличностных отношений были построены графики также по возрастным группам и семейному статусу.
    На основании полученных данных были сделаны следующие выводы.
    1.На формирование психологической готовности женщины к рождению ребенка могут влиять такие социальные факторы, как возраст (у очень молодых людей другие приоритеты в жизни), семейный статус (зарегистрированный или гражданский брак), образование (закончила ли женщина свое образование или только планирует его или является студенткой) так, как стрессы учебной деятельности могут подорвать позитивное восприятие беременности; наличие или отсутствие профессии (исследование показало, что для будущих матерей очень значим фактор материального благополучия), одобрение или неодобрение со стороны близких, в частности собственной матери, реже – родителей мужа, уровень личностной зрелости женщины (результат – запланированность беременности).
    2.Данные факторы влияют на психологическую готовность женщины к рождению ребенка не “напрямую”, а опосредовано – через перестройку системы психологической регуляции социального поведения.
    3. Существуют специфические различия в структуре ценностных ориентаций, личностной значимости основных жизненных сфер, ценностной насыщенности сферы семейной жизни, локализации субъективного контроля, стилевых особенностей межличностных отношений будущих матерей, принадлежащих к разным возрастным группам и имеющих различный семейный статус.
    4. С возрастом ценностная ориентация становится менее поляризованной, более синнергичной и возникает стремление к опоре на более широкий круг ценностных ориентаций.
    5. Во всех возрастных группах будущих матерей имеет место инвариантность структуры ценностной значимости основных жизненных сфер. На первом месте сфера семейной жизни. Следующая по значимости - сфера увлечений (за исключением старшей возрастной группы), сфера обучения и образования, сфера профессиональной жизни. Наименее значима сфера общественной жизни.
    6.В старшей возрастной группе женщины, состоящие в зарегистрированном браке, менее заинтересованы в сохранении собственной индивидуальности, собственном престиже и высоком материальном положении, однако, больше ориентируются на такие ценности, как креативность и духовное удовлетворение. Эти различия наиболее заметны во второй возрастной группе. Респонденты, состоящие в гражданском браке, отличаются от других более упрощенной структурой ценностных ориентаций, снижением значимости практически всех просоциальных терминальных ценностей. Такие ценности, как собственный престиж и сохранение личностной индивидуальности не имеют для этой категории будущих матерей какого-либо явного личностного значения.
    7. Женщины второй возрастной группы, состоящие в официальном браке, имеют более традиционную ценностную направленность (на первом месте сфера семейной жизни). Женщины этой группы, состоящие в гражданском браке, ориентированы на сферу увлечений и профессиональной жизни. Значимость сферы семейной жизни для этих женщин, видимо, носит компенсаторный характер. В ситуации с женщинами, состоящими в зарегистрированном браке, имеет место большая гармонизация значимости жизненных сфер.
    8. Рассматривая ценностную насыщенность сферы семейной жизни, следует отметить, что для младшей возрастной группы и в данной сфере сохраняется значимость высокого материального положения и сохранения собственной индивидуальности, в то время как такие ценности, как креативность и активные социальные контакты не являются значимыми для данной возрастной группы. Во второй возрастной группе ценностные доминанты – достижения и духовное удовлетворение, далее – ценность саморазвития. Наименее значима ценность собственного престижа. По мере увеличения возраста будущих матерей повышается степень реалистичности их ценностных ориентаций, а также возрастает их дифференцированность. Ведущие ценности – духовное удовлетворение, достижения, сохранение собственной индивидуальности. Выражена ориентация на развитие себя и креативность. Наименее значимы для старшей возрастной группы собственный престиж, высокое материальное положение и активные социальные контакты.
    9. С возрастом происходит постепенная экстернализация самосознания будущих матерей, возрастает их внимание к роли внешних факторов и обстоятельств в их жизни и социальном поведении.
    10. Независимо от возрастной группы, на восприятие респондентами социальной действительности больше влияет суждение о жизни. Чем их личный опыт.
    11. Молодые женщины, состоящие в гражданском браке, имеют более высокий уровень субъективного контроля практически над всеми аспектами собственной жизненной ситуации. Возможно, это связано с тем, что эти женщины не имеют таких надежных гарантий помощи со стороны ближайшего окружения, как состоящие в зарегистрированном браке. При этом женщины, состоящие в гражданском браке, имеют более высокую предрасположенность к самообвинению, что целесообразно учитывать в процессе медицинского и психологического сопровождения данной категории будущих матерей.
    12.С возрастом происходит некоторое сглаживание стиля межличностных отношений будущих матерей. В структуре стиля возрастает удельный вес конъюнктивных тенденций, в первую очередь засчет конвенционно-сотрудничающих (“дружелюбных”) и ответственно-великодушных (“альтруистических”) компонентов.
    13. Имеют место существенные различия в степени личностной окрашенности стиля отношений с окружающими в подгруппах будущих матерей с различным социальным статусом. Если во второй возрастной группе наибольшей личностной нагруженностью характеризуется стиль интерперсонального поведения женщин, состоящих в зарегистрированном браке, то в третьей возрастной группе – напротив большей личностной окрашенностью характеризуются интерперсональные отношения, выстраиваемые женщинами, состоящими в гражданском браке.
    Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в качестве основы для организации работы по психологическому сопровождению подготовки женщин к рождению ребенка, а также, для проведения более широкого исследования.