Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > СОЦИАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО...

СОЦИАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО...

    М.М. Шаштыгарин (Актюбинск)

    СОЦИАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

    Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что развитию творческих способностей детей способствует их включение в творческую деятельность (Гальперин П.Я.,Занков Л.В.,Левитов Н.Д., Макаренко А.С., Милерян Е.А., Платонов К.К., Пономарев Я.А.,Теплов Б.М.,Чебышева В.В.и др).
    Подавляющее большинство философов и психологов различают два основных типа поведения: адаптивное, связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами и креативное, определяемое как созидательное разрушение. В творческом процессе человек создает новую реальность, которая может быть осмыслена и использована другими людьми.
    Отношение к творчеству в разные эпохи изменялось кардинально. Обществом, однако, разделялось во все времена две сферы человеческой активности - активность на досуге и деятельность социально регламентированная.
    Психология творчества как наука начала складываться на рубеже столетий. Творчество – в прямом смысле слова – есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, так как жизнь – это ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся, все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Однако, понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека.
    В этом общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психологического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в относительно новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.
    Интерес к творчеству, личности творца в ХХІ веке связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.
    Наука началась с этапа созерцательного психологического знания. Психологи описывали обстоятельства создания великих творений науки и искусства во всей их целостности. Источниками описаний были биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Исследовалась природа творчества, фазы творческого процесса, способности к творчеству и качества творческой личности. Выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции (напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако, средств проникновения в сущность описываемых явлений не было, так как психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением, а центральным звеном творчества признавались бессознательные процессы.
    Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания идеала, образа, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как ментального, душевного акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.
    Основываясь на результатах исследований, согласно которым творчество можно определить, как некий выход за пределы наличной ситуации или имеющихся знаний, можно утверждать, что креативность как личностное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, осуществлять системное формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.
    Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности, потенциальной многовариантностью и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых.
    Многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, какая среда должна содержать образцы креативного поведения и результаты. И так, можно заключить, процесс формирования креативности состоит из ряда этапов и сопровождается овладением социально значимой деятельностью путем подражания. Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с образцом творческого поведения.
    Школьное техническое творчество является наиболее массовой и эффективной формой привлечения детей к творческой деятельности. Детское техническое творчество рассматривается в педагогической литературе не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у школьников способностей к определенному виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, в процесс управления творческой деятельностью школьников психологами включаются методы правильной диагностики творческих способностей, которые помогут понять, в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя. В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.
    В большой энциклопедии и философском энциклопедическом словаре творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, либо как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно- технической, художественной, политической и т.д.- там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.
    Эти же признаки положены и в основу определения технического творчества учащихся, представленное в педагогической энциклопедии. “Техническое творчество школьников”- это вид деятельности, в результате которой создаются технические объекты, обладающие признаком полезности и существенной новизны”.
    Для того, чтобы выделить педагогический аспект в определении технического творчества, исследователи в большинстве используемых определений прибегают к уточнению понятия “новизна”, которая может быть объективной или субъективной, т.е. новизной для самого учащегося.
    В техническом творчестве взрослых решение проблемы, прежде чем получить право на жизнь сопоставляется с накопленным в течение столетий коллективным человеческим опытом. Для учащихся же достаточно, чтобы результат творческого решения был новым для него самого, так как сопоставляет он его лишь с индивидуальным опытом. Вполне естественно, чтобы добиться творческого решения при таком сопоставлении значительно легче, поскольку опыт индивида, в частности школьника, не так велик по сравнению с коллективным опытом человечества.
    При таком понимании новизны формирование технического творчества значительно расширяется. Творческой становится деятельность, продукт которой может быть давно известен всем, за исключением того, кто его получает. То же самое можно сказать о способах получения этого продукта.
    Получая продукт, обладающий признаком пусть даже субъективной новизны, учащийся развивает свои личностные качества и способности, необходимые для творческой деятельности в области техники.
    Рассмотренное положение позволяет нам увидеть не только сходство, но и в определенной мере тождество формирующихся возможностей технического творчества взрослых и школьников.
    Подтверждением этому служит неутвердившаяся позиция психологов и педагогов, в соответствии с которой творчество взрослых и школьников опирается на одинаковые компоненты и имеет одну психолого-педагогическую основу, характеризуется одинаковыми стадиями протекания, активностью, напряжением. Все это позволяет на основании анализа технической деятельности взрослых разрабатывать методические приемы, необходимые для воспитания и развития у учащихся отдельных компонентов творческой деятельности с учетом возрастных способностей.
    Из множества определений технического творчества, представленных в научной литературе, наиболее педагогически приемлемым на наш взгляд, является следующее: техническое творчество учащихся – это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной. При этом технической деятельностью следует считать найденный способ решения задач, предложения по усовершенствованию производственного процесса, изготовленную модель, конструкцию, приспособление и т.д.
    Таким образом, под техническим творчеством понимается эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны. Новое в детском творчестве, в основном, носит субъективный характер. Результат творческой деятельности учащихся – комплекс качеств творческой личности: умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы, самостоятельность в решении поставленной задачи, трудолюбие, изобретательность и другие.
    Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет нам прийти к выводу, что техническое творчество создает прежде всего благоприятные условия для развития технического мышления школьников. Оно находится в сложной взаимосвязи с обычным мышлением. Во-первых, оно развивается на основе обычного мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи и техническому – сравнение, противопоставление, классификация, анализ, синтез и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развиваются на техническом материале. Во-вторых, обычное мышление создает психофизиологические предпосылки для развития технического мышления. В результате обычного мышления развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления. В то же время понятийно-образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для технического мышления. Да и сами понятия по характеру в обычном мышлении и техническом отличаются друг от друга. Они представляют собой не механический конгломератсведений, а являются единством существенных признаков технологического процесса или явления, рассматриваемых с точки зрения разных наук.
    Для технического творчества школьников, особенно его заключительного этапа, самого емкого по затратам времени, трудовое обучение как учебный предмет создает наиболее благоприятные условия. На учителя трудового обучения возлагается ведущая роль в организации детского технического творчества в школе, а его психолого-педагогическая, методическая и специальная подготовка во многом определяет творческую активность учащихся. Для эффективного руководства техническим творчеством учитель трудового обучения должен знать методы и приемы развития познавательной активности, технической памяти, смекалки и наблюдательности учащихся и уметь подобрать формы и методы организации творческой деятельности учащихся в конкретных условиях, заинтересовать, привить любовь к творческому поиску.
    В результате педагогических исследовании и большой практической работы педагогов методистов определен ряд эффективных методов, к которым относятся конструирование (моделирование) изделий, манипулятивное конструирование, применение технической документации с сокращенными данными, решение творческих задач, выполнение творческих заданий, повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций, мысленный эксперимент, поиск и устранение неисправностей с использованием технических средств (в том числе и тренажеров) и др. Использование этих методов в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать у них интерес к технике.
    Таким образом, тщательный анализ процесса технического творчества учащихся показывает, что его можно представить как решение специально подобранной системы учебных, производственных и технических задач с целью приобретения учащимися технических знаний, опыта технической деятельности и развития технического мышления.