Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > Политические мифологемы в современном мире

Политические мифологемы в современном мире

    Шульга Надежда Викторовна
    аспирантка кафедры "Философия и социальные коммуникации" ОмГТУ

    Последнее время много исследований в области философии, семиотики, психологии, истории и других смежных наук было посвящено феномену политической мифологии. Роль политического мифа трактуют с самых разных позиций. В рамках нашего исследования политический миф рассматривается как механизм реализации политической коммуникации с обществом, который в свою очередь служит адаптивной функцией встраивания в политическую реальность социума - своеобразной технологией Паблик Рилейшнз. Мифы, традиционно трактовавшиеся как результат бессознательной деятельности, становятся искусственными творениями, созданными умелыми и ловкими «мастерами». Недаром политологи отмечают, что «едва ли не самой важной и вместе с тем самой тревожной особенностью современной политической жизни является возникновение новой силы- силы мифологического мышления» [1, с. 153].

    Многие ученые считают, что политический миф «создается коллективным воображением, комбинаторные механизмы которого располагают относительно ограниченным набором формул» [2, с.99]. Именно к этому набору формул относят и многочисленные мифологемы, пронизывающие современное общественное сознание и играющие столь значимую роль в политической коммуникации. В настоящее время в действующей «информационной войне» происходит столкновение мифологем. Именно та мифологема, которая оказывается сильнее, становиться доминирующей и закрепляется в массовом сознании.

    В России политическая мифология пока еще мало изучена, хотя фактического материала для анализа более чем достаточно. Поэтому возрастает потребность в разработке и тщательном изучении этой проблематики. Немецкий философ Э. Кассирер считал, что «мифы в некотором роде непобедимы: их не опровергнешь разумными аргументами и не победишь силлогизмами» [1, с.159]; философии необходимо тщательно изучать истоки, структуру, технику политических мифов, чтобы «понять врага, дабы затем разбить его» [1, с.154]. Эффективным способом исследования мифологического сознания вообще и политической мифологии в частности представляется изучение его структуры и выделение структурных единиц.
    Актуальность темы исследования определяется той важной ролью, которую многочисленные мифологемы играют в современном массовом сознании. Функционирование мифологем в массовом сознании связано с феноменом внутренней нестабильности массового общества. Мифологемы выступают модификацией процессов обновления, разрушая один социальный порядок и создавая другой. Мифологемы также являются эффективным механизмом, позволяющим людям адаптироваться к сложным ситуациям бытия. С помощью мифологемы индивид символически преодолевает преграды, связанные с материальной нуждой, борется с врагами и т.д.
    Рассмотрим некоторые трактовки определения политической мифологемы, ориентированные, в частности, на способы создания политических мифологем. По мнению Г.Г. Почепцова, политическая мифологема «представляет собой многократно апробированные схемы социальной интерпретации действительности» [5, с.55]. Одни и те же схемы вводятся на протяжении нескольких десятилетий, только обозначаются разными именами; тем самым стирается реальная зависимость и преемственность этих схем.

    Симон Кордоский в определении политической мифологемы подчеркивает еще одну функциональную особенность: «мифологема представляет собой устойчивое состояние общественного сознания, общественной психологии, в котором зафиксированы каноны описания существующего порядка вещей и сами описания того, что существует и имеет право на существование»[См.6]. Мифологема призвана объяснять что существует, почему существует, и почему оно функционирует так, а не иначе. Мифологема фиксирует порядок вещей и служит концептуальным обоснованием поведения в данном обществе.

    Б.А. Грушин, автор книги «Массовое сознание», выделяет и анализирует три типа исходных составляющих в общественном сознании. К первому типу ученый относит чувственные элементы, «неразложимые» далее частички, чувственные образы, восприятия, переживания, эмоциональные реакции и прочее. Второй тип автор обозначил как рациональное, где рассматриваются обобщенные (логические) представления, понятия, нормы, мнения. Наконец, третий тип составляющих- имажинитивные (т.е. напрямую связанными с воображением)- это иррациональные элементы: верования, фантастические образы, утопические идеи и т.д. [3, с.105]. Именно к третьему типу относятся многочисленные мифологемы, пронизывающее современное общественное сознание. Грушин определяет эту область знания, как наименее исследованную в теории познания.

    С нашей точки зрения, мифологема - это специфический гносеологический образ, отличительной особенностью которого является непосредственно единство двух планов - предметного и символического. «Мифемы можно назвать образами-символами. Но эти символы не формальны, не абстрактны, как, например, символы в физике или математике, а содержательны, поскольку одновременно являются образами»[4, с.104].
    На основе данных определений можно выделить следующую особенность современной мифологемы- сочетание ее внешней конкретизированности с внутренней неодназначностью, позволяющей человеку интерпретировать ее наиболее приемлемым для себя образом при убежденности в полной аутентичности, что расширяет возможности ее принятия.

    Наряду с общими функциями современных мифологем можно выделить функцию, присущую только политической мифологеме- легитимизация властных институтов и носителей верховной власти в стране. Политическая мифологема может выступать как хранитель легитимности, но в умелых руках может сыграть разрушительную роль.

    В современном мифотворчестве используются как мифологемы, сконструированные пять тысячелетий назад (к примеру мифологемы «герой-злодей», «свои-чужие» всякий раз приобретают новые «лица»), так и мифологемы, сконструированные вновь, в том числе новыми способами. Отечественные и зарубежные ученые выделяют несколько способов создания политических мифологем: изменение функций языка (магическое использование слова) и театрализация политической жизни, символизация и гиперболизация фактов и явлений действительности, конструирование мифоимиджей политических персон и другие варианты создания мифологической реальности.

    В заключение, стоит обозначить еще один важный момент.Нужно отметить, что национальная мифология в России по-прежнему является сильной составляющей национального самосознания, примером может послужить мифологема о Великой Державе (исследования в СМИ подтверждают, что россияне, по-прежнему, свою страну считают Великой Державой). Что касается мифологических составляющих в государственной идеологии, можно охарактеризовать следующим образом - старые мифы уходят, а новые искусственно сконструированные мифы настолько слабы, что лопаются как мыльные пузыри. Получается некая информационная яма. СМИ интерпретируют события по-своему. Из-за обилия информации обычному человеку трудно разобраться в ситуации.

    В политической мифологии использования мифов и мифологем, чаще всего, носит разовый характер, только на время предвыборной компании кандидата. Особенно в регионах, в период предвыборной агитации, СМИ позиционируют определенный мифологический образ кандидата, черты которого после выборов постепенно стираются, т. к. не подкрепляются новыми мифами. Что не совсем правильно.

    Таким образом, мифологемы, используемые со знанием их функциональных возможностей и специфических особенностей, способны оказать серьезную помощь в реализации определенного замысла по отношению к политической действительности. Мифологемы, являясь по сути некими символическими сгустками политических коммуникативных актов, создают особый мифологический мир, малочувствительный к реальности, мир многообещающего прекрасного будущего. Так каждому специалисту по политическим Паблик Рилейшнз необходимо знать особенности этих схем социальной интерпретации, чтобы затем из этих «кирпичиков» построить красивое «архитектурное сооружение» в эффективной политической коммуникации.

    Библиографический список:
    1. Кассирер Э. Техника политических мифов// Октябрь.-1993.-№7.
    2. Васич В.Н., Шириняниц А.А. Политика. Культура. Время. Мифы. М., 1999.
    3. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987. -368с.
    4. Майданов А.С. Миф как источник знания // Вопр. фил.- 2004.- № 9.- С. 91-105.
    5. Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. -М.: СИНТЕГ, 2000.
    6. Симон Кордоский по материалам Интернета.