Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ПСИХОТЕХНИКИ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

ПСИХОТЕХНИКИ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

    А. Засов (Москва)

    В рамках данной статьи будет говориться о психопрактиках, как о совокупности некоторых психотехник в какой-либо традиции. При этом понятие психопрактики расширяется насколько это возможно в прошлое, подразумевая, что рабочие психотехники присутствуют не только в современной психотерапии, но и в магических и религиозных культах. Нас будет интересовать анализ тех репрезентативных систем, посредством которых происходит воздействие на психику человека в различных культурах. Включение определенных органов чувств в психопрактики мы будем рассматривать в историческом ракурсе, начиная с древних шаманских ритуалов, через более поздние монотеистические традиции к современным научным методам. При этом подразумевается, что и в донаучных культах можно увидеть действие психотехник, являющихся прародителями современных психологических методов. Примеры будут браться в основном из шаманских, христианских и психотерапевтических традиций.
    Как известно, выделяется пять основных репрезентативных систем, соответствующих пяти органам чувств человека, посредством которых мы не только воспринимаем внешний мир, но формируем мир внутренний, репрезентируем свой опыт. Аудиальная репрезентативная система – слух, визуальная – зрение, кинестетическая – осязание, обонятельная – запах и вкусовая. Отдельно также выделяется вербальная репрезентативная система – формирующаяся посредством языка, речи. Далее попробуем описать роли этих репрезентативных систем в рамках традиционных и современных психотехник.
    1. Аудиальная репрезентативная система.
    Слух, по-видимому, наиболее важный орган чувств в различных психопрактиках. Воздействие через слух обычно происходит в трех составляющих: музыка, пение и речь.
    А. Музыка
    Легко заметить, что музыка используется очень широко. В древнейших шаманских традициях ритмичные звуки бубна являются основополагающей частью ритуала камлания. В мифологии шаман и бубен неразрывны - бубен как дает силу шаману, так и является «средством перемещения» в иные миры.
    Здесь мы не будем касаться психофизиологии воздействия звуков бубна и вообще музыки на психику человека, однако очевидно, что такое воздействие существует и широко используется.
    Если взглянуть на христианские традиции, то значимость музыки также велика. Храмы оборудуются колоколами, органами, а церковная музыка давно переросла в самостоятельное направление искусства. Что касается современной психотерапии, то наибольшее развитие воздействие музыкой получило в рамках музыкальной психотерапии.
    Б. Пение
    Пение шамана также неотъемлемая часть любого ритуала. Посредством песни шаман общается с духами, посредством песни шаман исцеляет больного.
    В христианской традиции ритуальное пение трансформировалось в определенную манеру священника произносить молитвы нараспев, а также выделилось в самостоятельную структуру в рамках хора. В Баптистской, например, традиции в пение активно включены все прихожане. В современной же психотерапии пение, по-видимому, используется редко.
    В. Речь
    В шаманских практиках вербальные техники, по-видимому, не играют главенствующей роли. Во время ритуала исцеления шаман не ведет с больным задушевных бесед, он общается с духами и слова его песен часто понятны только ему. Слабое развитие вербальных техник в шаманизме может быть объяснено слабым развитием вербально-логических структур человека, во времена, когда шаманизм уже сформировался.
    Некоторые вербальные техники шаман все же использует. Например, если давно не было дождя и от Южно-американского шамана требуется изменить происходящее, то он нередко определяет причину засухи, как последствие нарушения табу кем-то из племени. Далее следует интервьюирование и каждый соплеменник, в целях снятия проклятия, пытается высказать те поступки, которые могли бы быть нарушением табу. Подобная практика прослеживается и в христианской исповеди и в психоанализе, названным В.М. Бехтеревым «лечением исповедью».
    С появлением письменности, спонтанная речь первобытного «священника» канонизировалась и трансформировалась в молитву. Здесь уже смысловая информация занимает свое место. В каждой строчке Святого Писания, в каждой молитве, для верующего открывается высший смысл и вечные истины. Принятие определенной религиозной системы способно коренным образом изменить мироощущения и самоидентификацию человека, его мотивы и поступки.
    В некоторых религиозных практиках молитва приобретает вербальный конструкт, который буквально интегрируется в психику человека огромным числом повторений (например, в практике исхаизма, где молитва проговаривается практически 24 часа в сутки). В этом случае важнее не смысловая нагрузка сказанного, а некоторое психическое состояние, которого добиваются подобными упражнениями. В других же традициях проговариванию молитвы не отводится столь важной роли и достаточно лишь крутануть барабан с написанным на нем текстом, и молитва считается многократно прочитанной (ламаизм).
    В современной психотерапии, вербальная репрезентативная система задействована повсеместно, а во многих практиках ей отводится главенствующее место. Речь используется как при анализе клиента, так и при внесении необходимых корректировок. Разработаны техники гипноза, где вербальная информация «напрямую внедряется» в мозг человека, широко используется убеждение, беседа. Также можно отметить, что в психотерапии, в отличие от традиционных прихопрактик, функция говорящего все более передается от терапевта к клиенту.
    2. Визуальная репрезентативная система.
    Несмотря на то, что зрение в жизни человека является наиболее развитым чувством, в психопрактиках зрительная информация является скорее вспомогательной. Тем не менее, визуальные символы присутствуют во всех традициях.
    У шаманов, уже подходя к жилищу можно заметить многие магические знаки, такие, например как Древо Жизни символизирующее «вселенскую ось». Его дом, его костюм, предметы культа также украшены многими символами, способствующими вере в особенность жизни и способностей шамана.
    Судя по всему зрительное воздействие не столь активно, сколько работает на плацебо-эффект, убеждая «клиента» в крайней значимости происходящего и вселяя, таким образом, веру в разрешимость насущной проблемы.
    В Христианстве убранство храма, позолота куполов, иконы – все это образы призванные придать происходящему «неземной» смысл и вселить веру. Ту же роль, по-видимому, играют дипломы, представленные на стене кабинета практикующего психолога.
    Визуальная репрезентативная система может использоваться в психопрактиках и в иной роли. К примеру, шаман, имитирующий извлечение болезни из тела больного, предъявляет зрению пациента какой-либо предмет, объявляет его причиной недуга и сжигает или закапывает этот предмет, символизируя исцеление. В этом примере визуальное, почти театральное действо по сути своей формирует веру больного в избавление от болезни.
    В современной психотерапии зрительная репрезентативная система также может включаться в работу при предъявлении тестовых материалов, в психодраме и др.
    В качестве еще одного воздействия на человека через зрительный канал может выступать специальное «храмовое» освещение. В различных культурах в помещениях для проведения ритуалов свет обычно приглушен. Это может символизировать вечер – близость сна, видений, иллюзий. Отказ от яркого освещения присутствует и во многих современных психологических практиках.
    3. Кинестетическая репрезентативная система.
    В различных психопрактиках воздействие на кинестетическую репрезентативную систему это в первую очередь техники работы с телом.
    В шаманских ритуалах исцеления телесные практики применяются достаточно широко. Это и касания тела и рисование на нем и массаж. К древнему методу работы с телом, по-видимому, можно причислить и ритуал нанесения татуировки, например, в случае смерти супруга или в ходе инициации взросления.
    В христианстве как явственно представляется, работа с телом не применяется. По-видимому, телесные техники исчезли вследствие общекультурного вытеснения сексуальности. Возвращение к работе с телом началось с Месмера, с его теорией флюида и попытками перераспределять его в теле человека. Примечательно, что именно опыты Месмера дали толчок к научному изучению психотехник и появлению психотерапии. Не удивительно, что техники Месмера были раскритикованы, в основном за их недопустимую сексуальность. Работы З.Фрейда реабилитировали либидо и во многом стимулировали «сексуальную революцию», на гребне которой В.Райх ввел телесно-ориентированные техники в обиход психологических практик.
    Кроме телесных практик к техникам, воздействующим на кинестетическую репрезентативную систему можно отнести техники движения и танца. В шаманских племенах ритуальные танцы достаточно вплетены в жизнь общества. В танце настраиваются на войну, танцуя, выбирают супруга и т.д. В традиционных христианских практиках двигательные техники, как и телесные практически не развиты. Только в молодых направлениях, например баптизме, пятидесятничестве двигательная активность входит в сценарий ритуалов в виде спонтанных движений или танца. В настоящий момент это направление разрабатывается в основном в рамках танцевально-двигательной психотерапии.
    4. Обонятельная репрезентативная система.
    Обонятельный мозг, как известно наиболее древняя часть человеческого мозга. Неудивительно, что воздействие запахом используется с древних времен и до нашего времени. В шаманизме принято окуривать «пациента» пучками тлеющих трав. В христианстве для этих целей используется ладан, в современной психотерапии в данном направлении работает ароматерапия.
    5. Вкусовая репрезентативная система.
    Вкус и связанное с ним употребление пищи у всех народов достаточно ритуализованы. Совместная трапеза является, по-видимому, одной их древнейших традиций в истории человечества. В психопрактиках также нередко встречается употребление пищи и напитков. Однако воздействие на психику обычно производится не через вкусовые качества, а посредством психофармакологических свойств ритуальной пищи. В шаманизме не редко используются сильные растительные галлюциногены, в иудаизме и христианстве присутствует вино. В современной психотерапии использование психоактивных веществ встречается редко, в связи с ограничениями в законодательстве.
    Заключение.
    Таким образом, беглый анализ древних и современных психотехник показал, что в практиках «духовной» работы с человеком воздействие может происходить с участием всех репрезентативных систем. При этом в традиционных практиках это воздействие более синкретично, и человек одновременно воспринимает необычные для мирской жизни зрительные образы, звуки, запахи, ощущения. Воздействие происходит комплексно, задействуя все органы чувств и, порой, изменяя состав крови. При этом первобытный шаман должен уметь собирать травы для благовоний, изготавливать бубен и костюм, петь, играть и танцевать, приготовлять магические снадобья и т.д. В современной же психотерапии воздействия на различные органы чувств все более дифференцируются, развиваясь в рамках различных направлений – музыкального, арома-, телесно-ориентированного, танцевально-двигательного и т.д.

    Библиография.
    1. Д.Гриндер, Р.Бэндлер «Структура магии».
    2. М.Элиаде «Шаманизм».
    3. В.М. Бехтерев «Гипноз, внушение, психотерапия…».
    4. А.Засов, В.Козлов «Психотехнологический анализ шаманизма».
    5. А.Засов, В.Козлов «Один из возможных механизмов психотерапии».
    6. А.Засов, В.Козлов «Лечебные факторы гипнотерапии».