Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > МЕЖУРОВНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ...

МЕЖУРОВНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ...

    А.И. Щебетенко (Пермь)

    МЕЖУРОВНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИХ ИССЛЕДОВАНИЮ

    Предлагается принципиально новая классификация межуровневых структур интегральной индивидуальности человека, терминологически обозначенная в их совокупности как «функционально-генетические» (диахронические, синхронические функциональные и синхронические афункциональные), а также - объяснительный механизм их системного взаимодействия в разных видах деятельности (на выборках из студентов). Данная классификация - одно из следствий методологически, теоретически и методически разработанного автором системного функционально-генетического подхода к исследованию развития межуровневых структур интегральной индивидуальности (А.И.Щебетенко, 1992; 2001). Её эмпирическую базу составили данные многолетних исследований, выполненных мною и моими сотрудниками (на выборках из студентов разных вузов и факультетов, находящихся в естественных и естественно-экспериментальных условиях учебно-профессиональной деятельности [А.И.Щебетенко, 1984; М.Э.Деньгина, 1991; А. К. Серков, 1992; С.А.Пырова, 1995; С.Ю.Бессонова, 1998 и др.]). Все они посвящены проблемам системной взаимосвязи и системного взаимодействия свойств разных уровней интегральной индивидуальности в разных видах индивидуальной и совместной деятельности (методологическая основа – один из вариантов системного подхода [Л. Берталанфи, 1968; И.В.Блауберг, 1973; В.С.Тюхтин, 1972; Б.С.Украинцев, 1972; Э.Г.Юдин, 1978]; исходная теоретическая база - теория интегрального исследования индивидуальности В.С.Мерлина [1975, 1986], наиболее ярко и последовательно развитая его учеником В.В.Белоусом в его концепции полиморфного развития интегральной индивидуальности [1996, 2002]).
    Дефиниции понятий разных видов межуровневых структур интегральной индивидуальности. Выделены четыре основания, по которым различаются те или иные виды межуровневых структур интегральной индивидуальности в онтологическом аспекте: по объекту системного исследования (1), по характеру детерминации (2), по основным функциям (3) и по системным закономерностям, которым они подчиняются (4). В гносеологическом аспекте разные виды межуровневых структур отличны по предмету исследования (1) и по критериям и методам их идентификации (2).
    I. Диахронические межуровневые структуры интегральной индивидуальности в онтологическом аспекте - это потенциальные (образованные спектром вариантов саморазвития интегральной индивидуальности, каждый из которых может быть равновероятно осуществлен во времени), стохастические, актуализируемые, телеологически и всегда опосредованно детерминированные структуры разноуровневых свойств, характеризующие динамику большой системы интегральной индивидуальности во времени от t0 до t1, t2..., tn, основными функциями которых являются поддержание динамического равновесия в саморазвитии интегральной индивидуальности и обеспечение ее структурно-функциональной пластичности. Этот вид межуровневых структур включает в себя разноуровневые свойства, понятые в качестве элементов большой системы интегральной индивидуальности. Системные закономерности, которым подчиняются диахронические структуры интегральной индивидуальности, характеризуют дифференцированную целостность относительно иерархических уровней человеческих свойств как элементов её большой системы. В гносеологическом аспекте диахронические межуровневые структуры интегральной индивидуальности представляют собой такие потенциальные стохастические структуры, которые образованы спектром вариантов саморазвития большой системы интегральной индивидуальности во времени от t0 к tn на поле возможностей их осуществления и обнаруживаются в непрерывном переструктурировании статистических взаимосвязей разноуровневых свойств. Эти межуровневые структуры экспериментально идентифицируются с помощью трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга критериев: математического критерия теории множеств - критерия значности (много-многозначность статистических взаимосвязей разноуровневых свойств) (1); транзитивного критерия (2); критерия филогенетической и онтогенетической гетерохронности в развертывании иерархических уровней большой системы интегральной индивидуальности (3).
    II.Синхронические функциональные межуровневые структры интегральной индивидуальности в онтологическом аспекте - суть разворачивающиеся, актуализирующиеся, каузально детерминированные ее структуры, характеризующие реальное действие, функционирование большой системы на момент времени t,. основными функциями которых являются обеспечение оптимальной эффективности данной конкретной деятельности, в которую субъект включен в данное время (моноэргонтическая функция) и обеспечение структурно-функциональной жесткости (устойчивости) интегральной индивидуальности. Эти межуровневые структуры включают в себя не только разноуровневые свойства, как элементы большой системы интегральной индивидуальности, но и различные результативные, процессуальные и стилевые параметры деятельности. Системные закономерности, которым подчиняются синхронические функциональные межуровневые структуры, характеризуют недифференцированную целостность интегральной индивидуальности относительно иерархических уровней человеческих свойств. В гносеологическом аспекте синхронические функциональные межуровневые структуры интегральной индивидуальности представляют собой структуры виртуальные, которые обнаруживаются в характере математических взаимосвязей показателей разноуровневых свойств на момент времени t в данной конкретной деятельности, обеспечивающие оптимум ее эффективности. Экспериментально идентифицируются с помощью трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга критериев: математического критерия значности (многозначность - одно-многозначность, много-однозначность, взаимно-однозначность - статистических взаимосвязей разноуровневых свойств) (1); функционально-адаптивных (функционально-результативный, функционально-процессуальный) и структурно-адаптивного критерия (2); критерия синхронности во взаимодействии иерархических уровней интегральной индивидуальности относительно данной конкретной деятельности, в которую включен субъект (3). В отличие от диахронических межуровневых структур, синхронические функциональные межуровневые структуры интегральной индивидуальности обнаруживаются лишь при включении их в ту или иную конкретную учебную деятельность с ее конкретными условиями и требованиями. Из своего латентного состояния они актуализируются системой в момент начала реализации цели конкретной деятельности и дезактуализируются сразу же по её достижении. Поскольку переходы студента от одного вида учебной деятельности к другому (либо одновременное выполнение двух и более конкретных деятельностей) перманентны, то перманентными оказываются и самоактуализации большой системой интегральной индивидуальности тех или иных адекватных целям, требованиям и условиям деятельностей синхронических функциональных межуровневых структур. Посредством такого оперативного "включения-выключения" синхронических функциональных межуровневых структур и достигается максимально возможный для данной интегральной индивидуальности оптимум адаптации к конкретным условиям и требованиям данной конкретной учебной деятельности.
    III. Синхронические афункциональные межуровневые структуры интегральной индвидуальности в онтологическом аспекте - это развернутые (реализованные на момент времени tn как один из равновероятных вариантов саморазвития интегральной индивидуальности, имевшихся на момент времени t0), актуализированные межуровневой структурой, характеризующие статическое состояние большой системы интегральной индивидуальности на момент времени t, являющиеся результатом телеологической опосредованной и каузальной непосредственной детерминации, основными функциями которых являются обеспечение оптимальных параметров системы деятельностей, в каждую из которых субъект может быть включен в любой момент времени (полиэргонтическая функция) и обеспечение структурно-функциональной пластичности интегральной индивидуальности. Данный вид структур включает в себя только разноуровневые свойства, понятые в качестве элементов большой системы интегральной индивидуальности. Системные закономерности в синхронических афункциональных структурах не обнаруживаются в силу статичности получаемого портрета системы. В гносеологическом аспекте синхронические афункциональные межуровневые структуры обнаруживаются в характере математических взаимосвязей разноуровневых свойств на момент времени t. Они экспериментально идентифицируются с помощью трех критериев: математического критерия теории множеств - критерия значности (много-многозначность статистических взаимосвязей разноуровневых свойств) (1); статистического критерия (2); критерия синхронности во взаимодействии уровней интегральной индивидуальности относительно системы деятельностей, в которые может быть включен студент (3).
    Объяснительный механизм взаимодействия разных видов межуровневых структур интегральной индивидуальности. Установлен факт взаимодействия синхронических функциональных, синхронических афункциональных и диахронических межуровневых структур интегральной индивидуальности (А.И.Щебетенко, 1984, 2001; М.Э.Деньгина, 1991; А. К. Серков, 1992; С.Ю.Бессонова, 1998 и др.). Он выражается во взаимном влиянии (интерпретация статистических сопряженностей показателей разноуровневых индивидуальных свойств и учебной успешности) разных видов межуровневых структур и показывает, что не только учебно-профессиональная деятельность и сформированный ее индивидуальный стиль (либо его отсутствие) детерминируют межуровневые структуры интегральной индивидуальности студентов. Выяснилось, что не менее важным является само по себе включение в активное функционирование селектированных большой системой интегральной индивидуальности студентов тех или иных (и определённых) симптомокомплексов разноуровневых свойств, которое не проходит бесследно как для каждого из них отдельно взятых, так и для характера взаимосвязей между ними.
    Одна из возможных интерпретаций полученных данных в плане нахождения объяснительного механизма взаимодействия синхронических функциональных, синхронических афункциональных и диахронических межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов видится в привлечении понятия "память системы" как ее свойства - одного из базовых понятий системологии в тех ее вариантах, которые оперируют категорией информации (проблема соотношения психики и информации). С этих позиций, "запоминание информации" может производиться либо путем изменения элементов системы, либо - структуры системы, либо - смешанным образом (по В. М. Глушкову, 1982). Накопление информации в той или иной форме приводит к изменению выполняемых системой действий (преобразования информации). В нашем случае, каузальное взаимодействие и интеграция разноуровневых свойств в синхронических функциональных межуровневых структурах студентов может быть осмыслено в качестве такого локального пространства-времени бытия интегральной индивидуальности, в котором и происходит "накопление информации" путем изменения разноуровневых свойств (элементов системы) и взаимосвязей между ними. В свою очередь, "накопление" такого рода информации становится детерминантой выполняемых большой системой интегральной индивидуальности студента учебных действий и учебно-профессиональной деятельности в целом. С другой стороны, сама способность "накапливать информацию" оказывается различной у разных интегральных индивидуальностей. И эти различия, фиксируемые в синхронических афункциональных межуровневых структурах, либо ограничивают, либо расширяют "коридор" потенциала синхронических функциональных межуровневых структур (А. И. Щебетенко, С. Ю. Бессонова, 1997; С. Ю. Бессонова, 1998).
    Резюмируя: видимо, синхронические функциональные межуровневые структуры являются источником зарождения, развертки и коллапса структур диахронических, которые, в свою очередь, детерминируют "коридор" потенций функционирования структур синхронических.