Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > Понятие красоты в различных системах ценностей (П. А. Сорокин)

Понятие красоты в различных системах ценностей (П. А. Сорокин)

    Е. А. Девдараидзе
    ОмГУПС (Омск)

    Влияние социологии серьезно сказалось на развитии проблемы прекрасного. Так оригинальная культуроловедческая концепция П. Сорокина активно способствовала расширению сферы прекрасного и указывала на духовную общность различных видов искусства в различные эпохи. Тем самым, связывая проблемы красоты как общечеловеческой ценности с развитием культуры.

    Теория культуры крупнейшего русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина в методологическом плане перекликаясь с учением культурно-исторических типов О. Шпенглера и А. Тойнби, принципиально отличается от их теорий. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, Сорокин оценивал этот кризис не как «Закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.

    Поддерживая теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом вслед за древними греками он считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.

    Опираясь на обширный фактический и статистический материал, с привлечением специалистов из разных областей науки, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры. То есть смена основных видов мировоззрения – “духовного” и “чувственного”, каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства (“социокультурная суперсистема”). Причину постоянной смены (социокультурная динамика) систем Сорокин видит в неспособности найти идеальный баланс существования ценностей, который мог бы обеспечить гармоничное развитие общества. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем, подчеркивая своеобразие каждой культуры. И выражает ее главные ценности, которые являются “основой и фундаментом всякой культуры”. (Сорокин П.А. Кризис нашего времени. //Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С. 429.).

    В соответствии с характером доминирующей ценности, а также исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры: чувственный(sensate), идеациональный (ideational или рациональный) и идеалистический (idealistic).

    Каждый тип культуры своеобразно проявляются в разных нациях. Все нации и народы проходят этим путем с соответствующими своим особенностям сложностями и историческими коллизиями, со своими пространственными и временными границами, составляя вместе с тем единую суперсистему – человечество.

    В идеациональной культуре, все концентрировалось вокруг основной ценности, каким являлся Бог. Она основана “на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности”. (Сорокин П.А.. Социокультурная динамика. // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С. 430). К этому типу культуры Сорокин относит, прежде всего, средневековую западноевропейскую культуру (с VI по XIII век). Ее черты отчетливо проявляются и в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) .

    Идеациональная культура вдоль и поперек религиозна. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом. Ее значение не во внешних проявлениях, а во внутренних, “ подлинно реальных ценностях”. (Сорокин П.А.. Социокультурная динамика. // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С. 463).

    Идеациозная культура средних веков Западной Европы приблизительно с ХV века начинает приходить в упадок, в то время как чувственная культура, основанная на признании, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, продолжает наращивать темп и становится доминирующей в последующих столетиях. Серьезные проблемы, по мысли Сорокина, существуют в функционировании главной истины этой культуры. Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. По словам Сорокина, искусство становится “музеем социальной патологии”.(Там же. С. 450). Но Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и, скорее всего, идеационального искусства.
    Третью идеалистическую суперсистему, П. Сорокин рассматривает как промежуточную и переходную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. Расцвет идеального типа культуры приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и на великую эпоху раннего европейского Возрождения (XII-XIV вв). «Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. …Оно намеренно слепо ко всему недостойному, вульгарному, уродливому, негативному в реальном мире чувств». (Сорокин П. Социодинамика культуры //Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.- С.437.).

    Нынешняя «чувственная» культура, стремящаяся освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека в придании всем ценностям относительного характера. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, типы «культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными». (Сорокин П. Социодинамика культуры //Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.- С. 433).

    Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям.

    Но П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности. В ней «человек постигается как чудесное интегральное существо», как «активный и важный участник высших творческих сил космоса». (Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. – М.: Наука, 1997. – С. 51.).

    Автор утверждает: “…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты”. (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1999. - С.223). И хотя каждый член этого высшего Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие.

    Прогнозы Питирима Сорокина могут показаться чрезмерно оптимистическими в век кровопролитных столкновений, возникающих из-за слома системы ценностей, усиления хаоса и дезинтеграции уходящей индустриальной цивилизацию. Отрешенность и опустошенность – это и есть состояние души, для которой нет ничего святого и прекрасного, во что надо верить. Священные фигуры, символы, предания, обладающие для нас авторитетом, смотрят за нами и не позволяют нарушить запреты – прежде всего, запрет на братоубийство.

    Анализируя кризисные состояния в исторических процессах различных общественных систем, П.Сорокин, приходит к выводу, что “когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности”. (Сорокин П.А. Кризис нашего времени//Человек. Цивилизация. Общество.- М.,1992. -С.433).

    «…Великое прозрение П. Сорокина еще не наступило, но оно придет в следующем столетии, - пишет Яковец Ю.В., - если не произойдет самоубийственное столкновение цивилизаций». (Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС. - 1999.- №6.- С. 13).

    Широкое признание встречает исходное положение Питирима Сорокина о том, что корень основных перемен в обществе следует искать в человеке, в изменении его духовной сферы (науки, культуры, образования, этики, религии, идеологии), в социальных отношениях и что грядущая эпоха - постиндустриальное общество – отдаст приоритет духовным ценностям. Возможно, под влиянием научно-технического прогресса, роста взаимозависимости и взаимосвязанности государств и народов мир движется к новому органическому единству — мировой цивилизации. Но если это возможно, то только в далекой исторической перспективе.

    Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России может быть положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания.

    Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении “идеациональной” культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин сформулировал так: “Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего”. (Сорокин П.А. Кризис нашего времени. //Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С. 427.)