Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > РЕИНЖИНИРИНГ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

РЕИНЖИНИРИНГ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

    Загребнев В. Ю.

    РЕИНЖИНИРИНГ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2202 "АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ"

    Методики моделирования и анализа бизнес-процессов (процессный подход) являются в настоящее время одним из важнейших инструментов повышения эффективности бизнеса. Технология процессного управления основана на принципах системы менеджмента качества, определяемых в стандарте ISO 9000:2000.

    Процессный подход к управлению организацией – подход, основанный на формировании сети бизнес-процессов организации и последующего управления этими процессами, включая мониторинг удовлетворенности клиентов и внутренний аудит процессов.
    Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательности работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

    В последние годы все ярче выявляются противоречия между огромным спросом на квалифицированных специалистов с навыками бизнес-моделирования и реальным уровнем их подготовки. Возник спрос на технологии, давно известные, но представленные под новым углом зрения, например, технологию структурного моделирования. Практическая реализация этой идеи требует реинжиниринга системы подготовки специалистов.

    Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компании для достижения коренных улучшений в основных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы.
    Разработка структурной функциональной модели содержательного компонента образовательного процесса подготовки по специальности 2202 "Автоматизированные системы обработки информации и управления" позволяет построить модель деятельности, представляющую собой "снимок" образовательного процесса на момент исследования. Данная модель позволяет как проанализировать процессы, происходящие на различных этапах подготовки студентов колледжа, так и сформулировать, обобщить подходы по реинжинирингу образовательного процесса в целом, что, в итоге, приведет к формированию единого информационного пространства подготовки специалистов — пространства, структура которого будет ясна и понятна, которым можно управлять.

    Модели используются практически в любой области деятельности, чтобы иметь более ясное представление о том, что они делают. Деятельность любой организации можно рассматривать с точки зрения различных людей: оператора процесса, лидера процесса, директора, заказчика и др. С точки зрения каждой из перечисленных категорий людей организация выглядит поразному, т. е. каждой категории необходимо различные модели.

    Любая организация — сложная система. Даже небольшую организацию нелегко увидеть во всех деталях. Более крупные же фактически непостижимы: никто не имеет достаточно ясной картины, открывающей абсолютно все детали. И если организация встречается с трудностями и ей предстоят радикальные перемены, то существует серьезная опасность, что люди не смогут как следует понять: "что они делают?", "почему они делают это?".

    Составление и систематическая работа с хорошими моделями бизнес-процессов, можно гарантировать, что организация будет полностью постижима, а руководство может управлять ее развитием, не полагаясь на случай или везение.

    Рассматривая подготовку специалистов по специальности 2202, необходимо отметить, что кроме овладения выпускниками ключевыми и профессиональными компетенциями, наравне с ними стоит умение гарантировать нужный результат деятельности специалиста в заданные сроки и с заданными характеристиками.

    Это требование напрямую зависит от области деятельности выпускника по данной специальности. Специфика программных продуктов состоит в том, что они практически существуют только в двух дискретных состояниях: рабочее и нерабочее. Естественно, что потребителям необходим только готовый рабочий программный продукт, иначе он не сможет выполнять своих функций, а разработчик не получает оплату своих услуг.
    Основой реинжиниринга послужили результаты экспертной оценки разработанных студентами программных продуктов, которые выявили ряд трудностей при выполнении курсовых и дипломных проектов:

    1. Трудности в анализе поставленной задачи и ее декомпозиции на более мелкие задачи, которые заключаются в недостаточно полном понимании целей и задач разрабатываемой автоматизированной информационной системы (АИС) (или ее части), неумение разбить общую цель на ряд этапов и построить план разработки АИС (или ее части).

    2. Трудности в представлении разрабатываемой автоматизированной информационной системы (или ее части) в виде совокупности функциональных блоков с указанием связей между ними.

    3. Незнание стандартов на проектирование АИС, которое заключается в неумении студентов использовать существующие российские и международные стандарты для более грамотного проектирования и описания функций разрабатываемой АИС (или ее части).

    4. Слабое соблюдение требований к разработке пользовательского интерфейса, которое заключается в частых ошибках при расположении кнопок управления, подборе оптимальной цветовой гаммы и т. д.

    5. Слабые и средние навыки письменной технической речи, которые заключаются в неумении студентами составить текст курсовой работы или пояснительной записки дипломного проекта согласно действующим нормам на оформление технической и учебной документации.

    6. Слабые навыки анализа и выбора нужного программного обеспечения из нескольких альтернатив, которые заключаются в недостаточной сформированности аналитических умений.

    7. Слабые навыки документирования программных продуктов, которые заключаются в неграмотном составлении описания программного продукта, неполном или неправильном составлении инструкций пользователя и администратора.

    8. Слабые навыки в расчете экономической эффективности разработанных проектов, которые заключаются в недостаточном понимании преимуществ разработанной АИС (или ее части) и влиянии АИС на деятельность организации-заказчика, незнании основных методологических основах экономического расчета эффективности.

    Другой основой реинжиниринга содержательного компонента подготовки специалиста по специальности 2202 в торгово-экономическом колледже послужили восемь принципов качества, определенных в стандарте ISO 9000.

    Любая организация в процессе работы преобразует входную информацию в конечный результат посредством огромного набора взаимопересекающихся действий и бизнес-процессов, описание которых в виде текста обычно получается длинным и запутанным.

    Модели действий и бизнес-процессов позволяют выделять и организовывать информацию о деятельности организации как посредством своего синтаксиса, так и посредством строгих формальных правил их построения.

    Модель деятельности рассматривает систему как набор действий, каждое из которых представлены в виде блоков.

    Построив контекстную диаграмму процесс подготовки специалистов по специальности 2202, а затем декомпозировав ее на частные бизнес-процессы, мы получили детальную картину процесса подготовки специалистов. На основании этой модели были определены не только необходимые факторы, способствующие достижению высокого качества подготовки, но и время и место их формирования.

    В результате проведенных мероприятий были достигнуты следующие результаты:
    — созданы условия для внедрения технологии структурного моделирования в качестве инструмента моделирования деятельности всех подразделений колледжа, что позволит осуществить целенаправленное комплексное воздействие как на основные компоненты образовательного процесса, так и на информационное пространство колледжа;

    — в содержание учебных дисциплин был введен курс изучения методологии структурного моделирования, который позволил студентам освоить практические методики ведения проектов по описанию и конструированию бизнес-процессов для использования в будущей профессиональной деятельности выпускника колледжа в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000.

    — реализация в колледже процессного подхода, который позволит соответствовать требованиям ISO 9001-2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) в области системы управления качеством предоставляемых услуг;

    — разработаны учебные пособия в соответствии с измененным содержанием дисциплин с учетом внедрения процессного подхода управления на предприятии, методологии структурного моделирования и в соответствии с международным стандартом ISO 9000:2000.

    Реинжиниринг дает возможность осуществлять комплексное обучение студентов специальности 2202 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» с акцентированной профильной подготовкой, с навыками бизнес-моделирования, что позволит подготовить востребованных в бизнесе специалистов и создать условия для сертификации предприятий и организаций на соответствие международному стандарту ISO 9000:2000.