Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > О ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»

О ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»

    А.В.Рыжухин (Оренбург)

    Хорошо знакомое словосочетание «личностный рост» - давно и прочно вошло в словарь не только профессиональных психологов, но и простых любителей наук о человеке. Обычно, в контексте употребления словосочетания «личностный рост», встречаются такие понятия как развитие, самоактуализация, реализация потенциала и т.д. Простой запрос в любом русскоязычном поисковом Интернет-ресурсе на слова личностный рост выдаст массу психологических услуг, способствующих этому самому росту. Вместе с тем, начиная анализ понятия личностный рост, сразу сталкиваешься с определенными проблемами. Несмотря на расхожее употребление этого термина и ощущение его интуитивной ясности, имеет место следующие сложности:
    - затруднено уточнение семантического поля понятия;
    - отсутствие определения понятия в психологических, социологических, философских словарях;
    - не обнаружено четкого указания на авторство данного понятия и время его появления.
    Что же тогда разумеют под личностным ростом все те специалисты, предлагающие свои услуги широким массам? Каким содержанием наполнено это понятие и как оно может меняться в зависимости от методологической позиции, с которой идет рассмотрение?
    Изучение широкого круга психологической и околопсихологической литературы дало нам некоторые сведения о происхождении понятия личностный рост. Однако, большинство этих сведений содержалось в широких фразах, вроде «понятие личностный рост, рождено в недрах гуманистической психологии Маслоу-Роджерса»
    Прежде, чем подойти к исследованию первоисточников, мы решили в самом общем виде определить те понятия, через которые зачастую описывается семантическая сущность понятия личностный рост. Это такие термины как рост, развитие, созревание. Так, рост - увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности организма до точки оптимальной зрелости. Это количественная характеристика процесса. Развитие можно определить как изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействии окружающей среды. Области развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. В связи с этим уместно будет упомянуть два типа развития, которые выделял Л.С. Выготский. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Его конечные формы не даны, а заданы.
    Созревание - процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.
    Опираясь на эти широкие понятия можно попытаться определить личностный рост, как процесс увеличения функциональных возможностей личности, в направлении всесторонней гармонизации всех аспектов жизни. На наш взгляд описание процесса личностного роста через количественные изменения чрезвычайно обедняет содержание феномена. Так, например, осознание или выбор собственного жизненного пути в результате психотерапии большинство психологов (да и клиентов), вероятно, назовут личностным ростом. Однако описывать произошедшие изменения через увеличение функциональных возможностей, будет односторонним и неполным. Или, например, смена некоторых невротичных паттернов, на здоровые и зрелые также будет похоже на личностный рост. Но только ли это увеличение возможностей?
    Чтобы каким-то образом попытаться углубить содержание понятия личностный рост нами был предпринят анализ теорий личности некоторых западных персонологов. Конкретно нас интересовали следующие вопросы: представления о внутренней природе человека, условиях его развития, конечном результате развития и силах, реализующих движение к этому результату.
    В модели Карла Роджерса «человек – это социализированное, постоянно растущее, рациональное и реалистичное существо» (C.Rogers, 1961). В рамках психотерапевтического процесса дальнейшее развитие личности, по Роджерсу, происходит в условиях искренности, прозрачности чувств, теплого принятия и высокой оценки другого человека, видения терапевтом мира клиента и понимание его и т.д. Именно в данных условиях «индивид будет воспринимать и понимать свои качества, которые прежде были им подавлены, обнаружит, что становится более цельной личностью будет более самоуправляемым и уверенным в себе, станет человеком с более выраженной индивидуальностью, способным проявлять себя, будет лучше понимать и принимать других людей, будет способен успешно и спокойно справляться с жизненными проблемами» (C.Rogers, 1961).
    Какая же сила движет развитие человека? Роджерс отвечая на этот вопрос, говорит «у человека имеется способность и тенденция, если не явная, то потенциальная, двигаться вперед к зрелости. В подходящей психологической атмосфере эта тенденция высвобождается и становится не потенциальной, а актуальной
    Как ни называть это – тенденцией к росту, самоактуализации или движению вперед, – это главная движущая сила жизни» (C.Rogers, 1961).
    По нашим представлениям личностный рост в теории Роджерса - именно это движение, этот процесс становления (через снятие маски, переживание чувств, открытие себя в непосредственном переживании) к личности, которая проявляется в открытости своему опыту, доверии к своему организму, внутреннем локусе, желании быть процессом (вместо сущности).
    В теории Абрахама Маслоу сущность человеческой природы также позитивна. Однако, по собственному выражению Маслоу, человек сейчас отошел в своем развитии от сильных инстинктов, ему трудно познать и прочувствовать свою внутреннюю природу. Главным условием развития взрослого человека Маслоу считал удовлетворение дефицитарных потребностей. Только в этом случае перед ним встают «настоящие проблемы» (собственно человеческие, экзистенциальные проблемы, решения которых не существует) и исчезают мнимые. То есть самоактуализация – это не отсутствие проблем, а переход от мелких или мнимых проблем к проблемам реальным. Только таким путем, через, принятие всех слабостей человеческой природы, человек обретает метапотребности. Фактически эти метапотребности не возникают ниоткуда, они находятся в свернутом виде всю жизнь человека, но могут обнаружиться только при удовлетворении дефицитарных потребностей. Результатом развития Маслоу видел такой уровень бытия личности, который он назвал самореализацией. Для нее характерны ряд черт, таких как креативность, непосредственность, принятие себя и природы, мистические переживания и т.д. Движущей силой развития является тенденция к самоактуализации. Личностный рост в теории Маслоу, на наш взгляд это тот вектор развития от удовлетворения дефицитарных потребностей, принятие собственной природы и обретение мотивов роста, - метапотребностей – к самоактуализации. Он при рассмотрении теории Роджерса во многом схож с названным выше.
    В теории К.Г. Юнга, конечная жизненная цель – это полная реализация «Я», становление единого, неповторимого, целостного индивида. В основе развития личности лежит некое предназначение (собственный закон, голос глубин), тот иррациональный фактор, который неизбежно, «фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями» (Юнг К., 1995). Данное предназначение разворачивается, если человек сознательно, осознанным моральным решением выбирает свой путь. «Это трагично, но логично. Это естественно» - пишет сам Юнг (Юнг К., 1995). Движущим элементом развития в этой концепции является индивидуация - динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Итог осуществления индивидуации есть самореализация.
    Теория Альфреда Адлера также интересна для рассмотрения в этой связи. В основе развития человека лежит чувство собственной неполноценности. Данное обстоятельство драматично переживается человеком и рождает в нем стремление к превосходству, которое и является главной силой самоосуществления личности. Эта "великая потребность возвысится" от минуса к плюсу, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. Цель этого стремления – достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. На пути реализации этого стремления личность подчиняет свое поведение самим собой поставленным целям. Данное явления в теории Адлера носит название фикционный финализм. Важным моментом в развитии является неотъемлемое свойство человека – творческое «Я». Это то свойство, позволяющее человеку активно формировать собственную жизнь. К этому пункту теории Адлера очень близко понимание творческой природы человека Маслоу. Он высказывал мнение о том, что творчество как свойство человека естественно. «Деревья дают листья, птицы летают, люди творят» (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 2003).
    Очень интересны в плане анализа еще ряд теорий, имеющих собственное своеобразие и уникальную сущность. Например, теория Гордона Олпорта, Альберта Бандуры, Б.Ф. Скиннера, Эрика Эриксона, Эриха Фромма, представления Гейл Шихи, Кена Уилбера. Однако, в, ограниченной рамками, данной статье, мы не имеем возможности остановиться на них подробно и привести основные положения каждой теории.
    Обобщая приведенные размышления и положения теорий, мы пришли к утверждению, что личностный рост - это те изменения, происходящие в личности, отражающие ее движение по направлению к достижению естественной, собственно человеческой сущности - зрелости (Г. Олпорт), самоактуализации (А. Маслоу), полной реализации «Я» (Юнг), раскрытию потенциала (А. Адлер), сознанию единения (К. Уилбер) и т.д.
    А это есть не что иное, как развитие. Рост – лишь увеличение чего-либо. Но увеличение, не есть развитее и этот тезис чрезвычайно важен. Например, нелепо себе представлять личностный рост человека, который не развивается, а, скажем, деградирует. Личностный рост – есть развитие и само понятие личностного роста тождественно понятию личностное развитие с той лишь разницей, что чаще оно применяется к людям взрослым, нежели к детям.
    Заключая все вышесказанное, мы утверждаемся во мнении, что понятие личностный рост не необходимо и его содержание вполне описывается понятием личностное развитие.