Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВЫБОР СВОБОДЫ

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВЫБОР СВОБОДЫ

    Гумерова Р.В. (Томск)

    Говоря о творчестве, мы часто подразумеваем особые способности к эстетической (музыкальной, художественной, поэтической…) деятельности или способность придумать что-то оригинальное, необычное. Но способность к созданию нового – это не просто данная нам способность – это выбор, это свобода мысли, это выбор свободного бытия! И нужна огромная смелость, чтобы выбирать те дела и действия право на жизнь, которых не защищены прошлым опытом, опытом поколений (Асмолов). Выход за пределы заданной ситуации, за пределы первоначальных целей – это акт свободного проявления человека, это то, что делает человека человеком в подлинном смысле этого слова (Петровский). То есть творчество – это не просто отдельная способность - это целостная характеристика личности. И вместе с тем творчество – это не просто способность действовать самостоятельно и смело, это еще способность к адскому труду, это еще и баснословная работоспособность (талант – это 1% вдохновения и 99% пота, по словам Эдисона).
    Кроме того, творчество – это стратегия жизни (Абульханова-Славская), которая заключается в интересе, увлеченности, удовлетворенности, новом поиске. Самая большая сложность в проблеме личной жизни состоит в том, считает Абульханова-Славская, чтобы не следовать событиям жизни слепо, как они складываются, а строить свою жизнь осознанно, творчески. Еще одна сложность заключается в том, что за жизненными фактами и явлениями не всегда проглядывает их истинный смысл и сущность, что значение событий зачастую скрыты и от самого «хозяина жизни».
    И еще есть чрезвычайно важная характеристика творчества – это вертикальная составляющая жизни: – смысловая ось отношений к миру, пронизывающая время и действие. Личностное пространство бытия человека свершается, прежде всего, в вертикальном измерении, утверждает Б.С.Братусь. У человека должно быть наличие «живого образа должного пути, с которым будет установлена личная обратная связь». Не всякая самореализация есть благо. Путь может быть уверован и принят, когда ответишь на вопрос «КТО есть истина». Братусь выделяет проблему предельных целей, исходов развития личности, которые только могут и должны стать вертикальной осью развития человека.
    Варламова и Степанов видят творческую уникальность человека в сознательном выборе ценности творческого бытия. Они выделяют две противоположные жизненные позиции: это отношение к жизни как к поставленной уже кем-то жизненной задаче; и вторая позиция заключается в отношении к жизни «как к открытой, то есть творческой задаче, в которой человек должен сам осознанно выбрать ценности и цели своего бытия, самостоятельно найти ресурсы их достижения». Жизнетворчество это постоянная направленность на реализацию и развитие духовных потребностей человека, устремленность к духовным ценностям. Разгадку тайны одаренной и талантливой личности авторы теории рефлексивно-гуманистической психологии видят в ценностях самого человека, в его внутренних усилиях по культивированию в себе творческой потенции. Когда человек находит свой путь, не замыкающийся на его личности, открывает свою звезду, он приобретает качество духовного мецената, становится на путь исторической миссии, становится феноменом и субъектом культуры.
    Мелик-Пашаев считает, что творчество – это эстетическая позиция личности – это «осознанное переживание онтологического единства с миром»: в эстетической позиции внешний мир не противостоит человеку, а открывается ему как мир, родственный и понятный ему, обладающий внутренней жизнью, с которой он глубочайшим образом связан. Человек непосредственно переживает свою сопричастность миру, самого себя осознает как его неотъемлемую частицу». Подобное описание отношения к миру мы встречаем и у Мартина Бубера - это отношение Я-Ты.
    Кабрин рассматривает человека как сложный транскоммуникативный мир, который требует от человека контроля над своей стихией, рефлексии. И только в этом случае личность способна «поддерживать гибкое единство, последовательность, цельность и открытость в отношениях с собой и с другими людьми, может учиться владеть ситуацией, может отваживаться на самореализацию и саморазвитие с точки зрения идеалов и проектов своего «Я-мудреца», стремящегося постигнуть свое призвание, предназначение, смысл жизни». Зрелая личность способна творчески освоить множество ролей и позиций, что делает ее гибкой, открытой, способной преодолеть страх неопределенности и открытости. Зрелая личность, по Кабрину, таким образом, развивается в направлении к открытию своего предназначения и призвания, к свободе творчества и радости озарения.
    Р. Мэй. Если нравственное мужество способствует уничтожению зла, то мужество творчества, наоборот, направлено на создание новых форм, новых символов, новых принципов. Все мы стремимся приспособиться к этому безумному миру и безумной жизни. Мы отчуждаемся от собственных глубоких, истинных чувств, а если вдруг испытываем эти чувства, мы стремимся скрыть их. Другое дело художник. Он имеет мужество встречи с миром, где нет гарантий, подпорок. Творчество – это мужественный выбор – мужество восстания против авторитета, мужество иметь мнение, взгляд, образ совершенно иной, чем традиционный в обществе. И здесь заключается следующий парадокс: в результате будет вознагражден не тот, кто придерживался строгих канонов религиозных, социальных, а награды удостаивается бунтарь. Сократ был бунтарем, и за это его приговорили к смерти, Иисус был бунтарем, и за это его распяли, Джордано Бруно имел собственный взгляд на природу вещей, и за это его сожгли. Эти люди, как и сотни других, подверглись остракизму своих современников, но последующие поколения их уважали и почитали тот творческий вклад, который они принесли в развитие культуры. И то, что творцы не всегда казнятся, не меняет дела: их наказывают боги болезнями, нищетой, отчуждением людским, не даром же мы считаем что гений и безумие предметы очень близкие.
    Ф.Ницше высказывает мысль, что ценности жизни человека никогда не осуществляются автоматически. Он пишет: «человек может лишиться своего бытия в силу своего выбора... Ценность и достоинство являются не предоставленными нам природой как данность, а …данными или отведенными нам в качестве задачи, которую мы сами должны решить» (цитируется Р.Мэйем) и творческая позиция как раз заключается в поиске этого своего, неповторимого решения.
    Николай Бердяев глубоко убежден, что дух человеческий в плену. Плен этот он называет мировой данностью, необходимостью. И истинный путь человека, по мнению Николая Бердяева, это путь духовного освобождения от мира, освобождение духа человеческого из плена необходимости. Истинный путь – это движение в духе, а не в мире. Свобода от приспособлений к миру есть великое завоевание духа. Изначальный грех человека, по Бердяеву, - это рабство, несвобода духа, подчинение дьявольской необходимости, бессилие определить себя свободным творцом. «Путь освобождения от мира для творчества новой жизни и есть путь освобождения от греха, преодоление зла, собирание сил духа для жизни божественной. Рабство у мира, у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разодранного, некосмического состояния мира» - так категорично пишет Бердяев. Бердяев призывает решительно и мужественно освободить дух и творчество, что потребует от человека решимости освободиться от ложных, призрачных наслоений культуры и ее накипи.
    Творческий акт, пишет Бердяев, это всегда освобождение и преодоление, это всегда переживание силы. Личная трагедия, судьба, кризис переживаются творцом как трагедии, кризис, судьба мировые. Человек создан творцом гениальным (не непременно гением) и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели, всякую оглядку на других. «Только освобождение человека от себя приводит человека в себя. Путь творческий жертвенный и страдательный, но он всегда есть освобождение от всякой подавленности».
    Таким образом, исследователи природы творчества видят его как целостную характеристику личности, как подлинность, как смелость быть (Тиллих), как мужество (Мэй), как трансценденцию (Франкл), метамотивацию (Маслоу)…. И это личность не может быть разделена на кусочки: здесь я смелый и творческий, а здесь - я ригидный (Залевский). Творчество – это целостная характеристика - это выбор свободы.
    Наши исследования творцов – художников, скульпторов, изобретателей подтверждают и обогащают эти точку зрения. Например, цитаты из интервью с Леонтием – скульптором: «я хотел заняться тем, что наверху…» (по Братусю, Маслоу, Франклу…), «я постоянно изобретал себя…» (по Абульхановой-Славской, Степанову, Варламовой…), «меня сколько ни били по башке, а я радовался как блаженный идиот и дальше шел…» (по Асмолову, Петровскому, Мэю, Бердяеву, Ницше…). На вопрос, не страшно ли было начинать ваять из дерева, рисовать, он отвечал: «Чего же тут страшного? Я об этом не думал никогда». – «А если некрасиво получиться?» - «То, что некрасиво – тоже красиво! Бывает состояние, когда делаешь некрасивую вещь, и она выражает больше, чем красивая!..». Разве это не смелость – самоучка, 8 классов образования, жизнь на одну актерскую зарплату (а ведь еще семья!) и посвятить свою жизнь скульптуре, причем, не академической. Леонтий - практически Сальвадор Дали в скульптуре. У него уже почти 400 работ! Причем, критики, журналисты, художники разделились на 2 лагеря – те, кто говорит, что работы Леонтия – это гениально, ново, ни на кого не похоже; и те, кто говорит, что это оскорбление великих мастеров (Леонтий делает портреты писателей, художников, музыкантов).
    Не менее интересна жизнь, биография другого томского мастера – изобретателя живых кукол. Деревянные куклы Володи двигаются (двигается все - вплоть до фалангов пальцев), разговаривают и все это под управлением электроники. Владимир работал во многих любительских и профессиональных театрах Томска и «как только мне становилось тесно, - говорит мастер, - я уходил…». А он действительно вырастал, перерастал эти театры, и он построил СВОЙ! театр, на свои деньги! и сделал это ДЛЯ ЛЮДЕЙ! Сам он живет скромно: «мне за собой ухаживать некогда…». Друзья, приезжая к нему в гости даже окна ему в доме моют – ему самому жалко на себя время! Его огромная любовь к людям покоряет всех. Его куклы, как и скульптуры Леонтия, разъехались по всему миру, у них огромное количество поклонников, и все это его изобретения – без школы, без опоры на авторитетных учителей, без поиска званий и престижных премий… «Все для людей!».