Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > Креативный стратегический менеджмент в условиях турбулентной среды

Креативный стратегический менеджмент в условиях турбулентной среды

    Русакова Е.Ю.
    Юрьева Н.Т.
    Кузнецова Н.В.

    (Уфа)

    Россия находится в сложном периоде трансформации. И на первый план выступает проблема дефицита профессиональных управленцев. К государству как к главному субъекту управления предъявляются новые требования – сформировать новую культуру управления – социальный менеджмент. Стратегическое управление как нормальное функционирование современного предприятия предполагает создание и поддержание определенной организационной архитектоники, подбора и воспитания высококвалифицированных менеджеров. Поэтому одним из приоритетных направлений государства является создание центров по подготовке высококвалифицированных менеджеров (Путин В.В., 2005).

    Без информации нет стратегии, но информационные ресурсы организации тесно связаны с интеллектуальными. Обладание стратегическими интеллектуальными ресурсами позволяет экономическому субъекту принципиально определить характер их использования во взаимоотношениях с внешней средой организации. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды может быть основанием для длительного и успешного существования организации. Однако стратегия означает не столько следование за изменениями окружения и осуществление стратегических изменений в организации, сколько активное взаимодействие с внешней средой (Смирнов Н.Н., 2002; Kai-Uwe S., 2004).
    Основным субъектом управления в любой организации является руководитель. Его помощники (менеджеры среднего и низшего звена) стали частью управленческого персонала. В современных условиях управления организациями повышается значимость определенных качеств руководителя. Выделяют факторы, влияющие на эффективность управления, и определяющие наивысший управленческий потенциал менеджера высшего эшелона, реализующего стратегические цели организации (Розанова В.А., 2003).
    В динамике глобальной экономики креативность и новаторство особенно необходимы для успеха организации. К сожалению, творческость не всегда рассматривается как важный компонент в проектах и структуре фирм. Рост организации возможен при условии создания новых подходов к ее развитию, учитывающих организационную креативность, понимаемую как взвешенный непрерывный процесс формулировки, генерации и решения проблем (Schoenfeldt L.F., Jansen K.J., 1997).

    Инновационная деятельность требует от менеджера способности преодолевать различные стереотипы мышления и поведения и находить нестандартные решения управленческих задач в условиях неопределенности, то есть быть креативным. Основным признаком организационно-деятельностного инновационного мышления является стратегическое мышление, так как перспективное видение желаемого будущего, прежде всего, побуждает к осуществлению изменений в настоящем. Стратегическое мышление содействует концептуализации решения проблемы (Малянов Е., 2002; Никифоров Г.С. (ред.), 2004; и др.).

    В настоящее время концепция креативности вызывает множество вопросов, так как среди выявленных "креативов" меньше ожидаемого реально творческих людей и творческих достижений. Как альтернативные подходы предлагается исследовать интеллект людей, обладающих мудростью; в этом случае становление интеллекта необходимо рассматривать как сложный многомерный процесс анализа (Богоявленская Д.Б., 1995; Холодная М.А., 1997; Зинченко Т.П., Фрумкин А.А., 2000). Теоретические и экспериментальные результаты, полученные В.Н. Дружининым, позволили заключить, что креативность и интеллект - факторы, независимые друг от друга.

    Стратегический менеджмент основан на предположении о неприменимости циклического планирования в условиях высокотурбулентной внешней среды (Ансофф И., 1999; Аакер Д., 2003). Чтобы справиться с неожиданными угрозами, стратегические решения нужно принимать быстро и независимо от цикла планирования. Стратеги не должны подчиняться среде, а, наоборот, воздействовать на происходящие внутри и вовне компании изменения. Например, при помощи творческих, активных стратегий можно влиять на потребности покупателей, технологический прогресс.
    Целью данного сообщения стало рассмотрение типообразующих отношений креативности и стратегического мышления в турбулентной среде, т.е. мы попытались выяснить какие личностные характеристики отличают группу креативных менеджеров с высокими адаптивными способностями большинства остальных, не имеющих этого завидного сочетания качеств.

    Из существующих методов подбора руководящего персонала наиболее распространены методы собеседования или анкетирования, которые не позволяют прогнозировать поведение человека в ситуациях стресса, работы под давлением, межличностных конфликтах в группе, а главное, в непредсказуемо изменяющихся условиях рынка. Разработанные в нашей лаборатории тесты «Методика исследования индивидуальной реактивности на турбулентность по И. Ансоффу» и «Методика исследования стратенического мышления» (модификация Г. и Р. Аминевы, 1997-1999) предназначены: первый - для психодиагностики реакции на резкую, непредсказуемую изменчивость среды и организации (внешняя и внутренняя турбулентность), позволяющий спрогнозировать устойчивость управленца в турбулентной среде, так как изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции; второй - для исследования особенностей стратегического мышления. Под каскадным способом в менеджменте понимается процесс нахождения наилучшего решения, на каждой стадии которого может поступать важная информация и осуществляться коррекция стратегии. Каскадная процедура лежит в основе адаптивного поиска и ориентируется на «модель соответствия», а не оптимизации. Учитывая сложное экономическое положение рынка, именно каскадный (стратегический) способ мышления позволяет современному менеджеру проявлять гибкость и поддерживать конкурентоспособность.

    Построение типологии осуществляется методами бинарной оценки (Березовский Б.А., Борзенко В.И., Хемпнер Л.М., 1981) в модификации Г. и Э. Аминевых. В качестве параметра брались критические точки на графиках распределения. Далее значения переводили в двоичный код относительно критерия отбора (0 - ниже критерия отбора, 1 - выше). Для каждого испытуемого получили общий код базового качества. ОККч = Кч1*23 + Кч2*22 + Кч3*21 + Кч4, где Кчi - любое качество. Параметры умножаются на коэффициент, возведенный в степень, которая зависит от количества возможных шкал. На основе общего кода рассчитывается количество и процентное соотношение испытуемых каждого данного типа.

    В результате обследования двух сотен студентов выпускных курсов, большинство из которых уже работает по данным бинарного анализа выявлены типы по базовым шкалам креативности и силы реакции на турбулентность и креативности и стратегического мышления. Интересующая нас группа (гармоничная), имеющая оба качества, составляет 11,7% и 10,2%. Редкость встречаемого сочетания творческой одаренности, стратегического мышления и устойчивости к изменяющейся среде подтверждается высоким спросом на таких менеджеров на рынке труда.

    Если рассматривать отличия индивидуально-типологических профилей гармоничной и дефицитарной групп по личностным факторам (16PF), гармоничная группа креативных и устойчивых в турбулентной среде индивидов отличается общительностью, сообразительностью, выраженной силой Я, смелостью, практичностью, прямолинейностью, но низким самоконтролем, а также отличается более уравновешенными показателями свойств темперамента, т.е. высокой экстраверсией и низким нейротизмом (тест Big Five). Креативные и стратегичные - смелее, мечтательнее и менее подозрительны (16PF). Дефицитарная группа, представленная испытуемыми с низкими показателями креативности и стратегического мышления, отличается от гармоничной большей тревожностью и неуверенностью в себе (MMPI). Статистически достоверные различия наблюдаются по шкале открытости опыту (тест Big Five). Гармоничная группа более открыта новому опыту, чем дефицитарная.
    Данные наглядно представлены на графике (рис. 1).

    Рис 1. Динамика различий средних значений темпераментального профиля в гармоничной и дефицитарной группе.

    Нами выявлены общие закономерности отличительных особенностей группы то¬тального дефицита от гармоничной группы по показателям креативности, стратегического мышления и адаптивных свойств на всех ис¬сле¬дованных уровнях иерархической индивидуальности.

    Представленный материал открывает перспективы разработки эффек¬тив¬ной многоуровневой индивидуальной коррекции менеджеров всех уровней с ис¬пользованием когнитивных тренингов для повышения творческой активности и стрессоустойчивости в условиях турбулентной среды.