Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНВЕЙЕРНОГО ТРУДА

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНВЕЙЕРНОГО ТРУДА

    А.И. Фукин (Казань)

    Организация любого психологического исследования должна быть адекватной характеристикам цели исследования. Отметим в этой связи, что психологическая концепция конвейерного труда, являющаяся целью настоящего исследования, должна характеризоваться: 1) универсальностью, распространяясь на все виды конвейерного труда; 2) действенностью не только для существующих ныне видов конвейерного труда с учетом их развития, но и для возможных новых разновидностей; 3) отвечать общепсихологическим требованиям методологической и теоретической грамотности, надежности.
    Конвейерная система имеет свои специфические особенности с чем, по-видимому, и связана малочисленность исследований в данной области. Во-первых, постоянное движение конвейерной ленты не позволяет отвлекать рабочего со своего рабочего места. Во-вторых, исследователь негативно воспринимается рабочими как нормировщик, цель которого – пересмотр норм выработки. В-третьих, женский контингент эмоционально негативно воспринимает прикрепление к их телу различных датчиков. В-четвертых, женщины отказываются оставаться на работе вне рабочего времени, т.к. у них каждая минута на учете (детский сад, подготовка ужина и т.д.). В-пятых, исследователь как «бельмо на глазу» у бригадиров и мастеров конвейерного участка, мешает привычному ритму работы. Кроме указанных, существует ряд частных особенностей, характерных для каждого из четырех групп конвейерного труда. Для первой группы (сборка наручных часов) характерна, например, фаза адаптации зрительного анализатора в связи со значительным напряжением зрения, т.к. при выполнении почти всех операций сборщицы пользуются лупой (1,5 до 5-ти кратного увеличения) и, в этой связи, задействованным в работе оказывается один глаз (обычно правый). Для четвертой группы (сборка автомобиля) характерны существенные мышечно-статистические усилия в связи с большим весом деталей, не позволяющие рабочему в момент исследования переключаться.
    Наряду с данными особенностями существует ряд непредсказуемых причин срыва исследования. Например, один случай приостановил наши исследования ровно на один год. Суть его в следующем. Во время определения силы нервной системы по методике ХНК-2 (звуковой вариант) у работницы Н. при появлении в наушниках звука интенсивностью 120 дб начался припадок истерии. В течение получаса она успокоилась и пошла из медпункта цеха на свое рабочее место. По возвращении на свое рабочее место, припадок истерии у нее повторился. После этого весь участок отказался проходить обследование.
    Особенности конвейерного производства потребовали новых подходов к организации исследований, существенным нововведением явился этап «внедрения исследователей в рабочую среду». Данный этап позволяет «снять негативное отношение к психологам со стороны рабочих как к «нормировщицам». Суть данного «внедрения» заключается в том, что по договоренности с руководителями завода (цеха) психолог оформляется в одну из бригад и работает учеником слесаря-сборщика, осваивая сначала одну, за тем другую операцию и т.д. Главное здесь то, что он не скрывает своей исследовательской цели. Задача психолога на данном этапе «войти» в коллектив бригады, всего конвейерного участка; стать «своим» человеком. Длительность этапа «внедрения» зависит от коммуникативных умений психолога и заканчивается только тогда, когда рабочие начнут доверять ему. При отсутствии доверительных отношений исследование срывается, т.к. рабочие игнорируют психолога или фиксируемые показатели оказываются искаженными. Наш многолетний исследовательский опыт позволяет это констатировать.
    Наряду с «вхождением» в коллектив психолог, применяя «трудовой метод» И. Н. Шпильрейна (1925), включается в трудовой поток, овладевая конвейерными операциями познает особенности, ньюансы деятельности, внутреннюю суть конвейерного труда. Здесь психолог на себе, на «своей шкуре» прочувствует всю противоречивость конвейерного труда: с одной стороны простоту и легкость выполнения операций и, с другой стороны, всю сложность сохранения высокого темпа выполнения операций на протяжении всей рабочей смены.
    Оригинальной находкой организации исследования рабочих конвейерного производства явилась методика «Дублер». Суть данной методики в том, что в подготовительный период исследований подыскивается человек в недавнем прошлом работавший на данном участке и вышедший на пенсию или уволившийся по каким-либо причинам (обычно рабочие конвейерного участка при обращении к ним с просьбой сами находят такого человека). Данный «Дублер» включается на договорной основе в бригаду исследователей. Во время эксперимента при отвлечении слесаря-сборщика со своего рабочего места, его подменяет «Дублер».
    Данная методика позволяет проводить исследование без остановки конвейера.
    Проведение исследований в конвейером производстве требует большой предварительной подготовки по отбору методик особенно тех, которые предназначены для фиксации в динамике рабочего дня. При всех прочих требованиях к валидности и надежности, методики должны быть еще и кратковременными, отвлекающими рабочего от выполнения своей операции не более чем на 5 минут. Более длительные отвлечения сбивают рабочего с ритма деятельности, в этой связи рабочие отказываются на повторные отвлечения, в результате чего становится невозможным определение динамики функционального состояния слесаря-сборщика в течение рабочей смены.
    Тщательной предварительной подготовки требуют места проведения исследований с применением аппаратурных методик. Аппаратура исследователя должна находиться рядом с рабочим местом испытуемого, но так, чтобы не мешать технологическому процессу (расположению рабочего инструмента, поставке комплектующих деталей и т.п.) и не нарушать технику безопасности. Перемещение аппаратуры на последующие места исследований обязательно согласуются с мастером или начальником участка, а также с инспектором по технике безопасности. Большие сложности встречаются при использовании аппаратуры, работающей от общей электросети. Мы в своих исследованиях использовали в основном портативную аппаратуру с автономным питанием.
    Решая задачу выбора критериев и показателей конвейерного труда, мы четко представляем, что решать ее нужно с позиций системного подхода. Система «объект труда – субъект труда» подразумевает с одной стороны критерии отражающие «объект труда» (предмет труда, профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия, результат труда), с другой стороны, критерии отражающие «субъект труда» (направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, профессиональное сознание, профессиональные способности, ПВК, профессиональный тип мышления).
    Исходя из составляющих данной системы, мы определили следующие критерии конвейерного труда:
    1.Технологические.
    2.Социально-психологические.
    3.Личностные.
    4.Психофизиологические.
    5.Индивидные.
    Решение проблемы психодиагностики в профессиональной деятельности сводится к двум взаимосвязанным моментам: что диагностировать и как диагностировать.
    Отвечая на вопрос: «что диагностировать», укажем на существующее здесь объективное противоречие. Любой рабочий имеет огромное количество различных качеств, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к структуре ПВК. Естественно, что чем большее количество этих качеств будет исследовано в процессе психодиагностики рабочего, тем более полное представление о нем получит психолог труда, тем эффективнее будет строиться технологический процесс.
    Каждый психолог труда по-своему решает противоречие между желанием наиболее полно диагностировать индивидуальные особенности, личностные качества, функциональные состояния рабочего и имеющимися в наличии скудными диагностическими возможностями. Поэтому, определяя предмет психодиагностики, следует учитывать профессиональную значимость тех или иных индивидуальных качеств.
    Отвечая на вопрос как диагностировать, отметим следующие основные моменты. Анализ имеющегося в арсенале психологической науки массива диагностических методик показывает наличие большого количества валидных и надежных методов исследования. Проблема здесь в основном сводится к выбору наиболее подходящих эксперсс-методик.
    Исходя из определенных нами критериев конвейерного труда исследование выполнялось в общем методологическом плане комплексного подхода к анализу психического отражения и деятельности, основы которого изложены в работах Б. Г. Ананьева (1968, 1977).
    В связи с поставленными задачами нами использовались несколько групп показателей:
    производственные (производительность труда, время выполнения рабочих операций, микропаузы, оперативное время работы, время отвлечения внимания и нерегламентированные перерывы).
    Показатели, характеризующие мотивационную сферу (мотивы выбора профессии, профессиональные интересы, удовлетворенность профессией).
    Показатели, отражающие профессионально значимые свойства (аттенционные, мыслительные, мнемические, психомоторные, волевые).
    Показатели психических состояний (усталость и монотония).
    Показатели функционального состояния (показатели психомоторики – время простой и сложной реакции, тремор, размер письма и вегетативные показатели – пульс и электрокожное сопротивление).
    6) Показатели нейродинамики – сила, лабильность, подвижность и баланс нервной системы.
    Экспериментальная часть работы выполнена с применением методик, широко опробированных отечественными психологами и физиологами. Широко использовались методы целенаправленного наблюдения, бесед, анализа результатов деятельности, анкетирования, комплексная методика для исследования свойств нейродинамики с помощью нейрохронометра «Интеграл».