Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ДИАЛЕКТИКА ЦЕННСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО ОБЩЕСТВЕ

ДИАЛЕКТИКА ЦЕННСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО ОБЩЕСТВЕ

    Клевцова Е. В.
    (ОмГУПС, г. Омск)

    Историки, философы и социологи, занимающиеся исследованием аксиологических аспектов культурно-исторического процесса, давно выявили, что для каждой эпохи, для каждого народа свойственна собственная градация ценностей, отражающая общемировые тенденции и в то же время сохраняющая свои оригинальные в своем роде особенности. Ценностная ориентация народа формируется множеством факторов, таких как географическое расположение, ландшафт местности, образ жизни, климатические условия, историческое сознание и традиции, влияние соседствующих культур и многими другими условиями. Смена эпох, обусловленная техническим прогрессом, так же влияет на шкалу ценностей. Отслеживая динамику изменений ценностной градации человечества можно, если не понять, то хотя бы приблизиться к пониманию историко-онтологической интенции человеческой цивилизации.

    Чтобы осмыслить динамику социокультурных ценностей человека, а соответственно и философскую суть исторического развития для начала необходимо определиться с понятием ценность. В Новейшем философском словаре Грицанова А. А. «ценность» определяется, как термин, который используется в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Таким образом, ценности являют собой вектор развития человека или народа, носителя этих ценностей.

    Любым радикальным изменениям общества сопутствует духовная революция, революция в умах, затрагивающая базовые ценности культуры. Когда старые мировоззренческие ориентиры, старые жизненные смыслы перестают регулировать социальную жизнь, сцеплять разнообразные виды поведения и деятельности людей, тогда наступает сложный период в социальной жизни. Традиция уже не обеспечивает отбор и трансляцию социального опыта. Вспомним знаменитое изречение Шекспира: "Распалась связь времен". Это связано с тем, что традиция отнюдь не сразу и не все включает в себя. Она жестко отбирает и медленно адаптирует новации к устойчивым ценностям. Общество не может сразу определиться в том, что взять от отцов и дедов и что передать детям и внукам, чтобы они хорошо и достойно жили. Старые ценности уже не удовлетворяют людей, наступает эпоха пересмотра, ревизии этих ценностей, эпоха «культурных революций». Начинается мучительный поиск синтеза и гармонии новых и старых ориентиров. Перед людьми встают проблемы, что такое добродетельная жизнь, в чем проявляется отныне справедливость, в чем смысл жизни и т.д. И как только человек задает такие вопросы, он вступает на почву философских размышлений. Задача философии заключается в рефлексии и переосмыслении жизненных смыслов, которые лежат в недрах культуры. С помощью рациональных процедур ученые стремятся прояснить прежние смыслы, которые уже не организуют жизнь общества, и найти новые. Так рождается новая социальная жизнь, начинается переход к новому типу общества. Кризис ценностей определяется кризисами социальной жизни, которые в свою очередь выражают неспособность общества ответить на возникшие исторические вызовы.
    В последние 30 лет экономисты и маркетологи, социологи и философы, программисты и государственные деятели стали активно использовать новый термин – « информационное общество». Это явление отражает объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, связанного с появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни. Мы вошли в этап развития, когда информация претендует на статус одной из основных ценностей в жизни людей. Что же такое информация? Для экономистов информация – «это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций». С точки зрения кибернетики информация «уничтожает разнообразие». Для теории информации информация – это «мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-то событии». Бесспорным фактом является то, что информатизация общества связана с обеспечением заинтересованных субъектов достоверными, исчерпывающими и своевременными знаниями во всех видах человеческой деятельности. Информационное общество возникает там, где главным становится управление не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, и где большинство работающих занято производством, хранением и реализацией информации, особенно ее высшей формы – знания.

    Согласно информационной онтологии, реальность тождественна информации. Социальная организация таким образом - это организация информации. Она становится возможной при осуществлении определенных форм обмена информацией между членами общества. Поэтому информацию можно считать элементарной функцией человеческого поведения.
    Действительно, информатизация общества пронизывает не только бизнес, государство, непосредственно производство и сферу услуг, но и быт и стиль жизни, и во многом формирует социальные идеалы и ценности.

    С каких же позиций подходить к изучению информационного общества? Анализ многочисленных теоретических обобщений и интерпретаций эмпирической информации в современной литературе склоняет к выводу, что предпочтителен комплексный подход, позволяющий достичь стереоскопического видения фундаментальных качественных характеристик информационного общества. Комплексный подход предполагает междисциплинарный характер исследования информационного общества с позиций не только теорий информации и коммуникации, но и социологии, психологии, культурологии, этики, политологии, экономики. Например, среда Интернет ("киберпространство", "виртуальная реальность") является сегодня объектом исследования психологии. Академическое направление компьютерной этики, сформированное в 80-е гг. ХХ в. в США, ставит и решает проблемы предотвращения несанкционированного доступа к приватной информации, этических аспектов интеллектуальной собственности, неконтролируемости распространения заведомо ложных данных. Здесь мы имеем дело с этической картиной сети с позиции поведения ее пользователей, демонстрирующих взаимосвязь технологий с моральными и социальными ценностями.

    Поликультурный контекст сетевых технологий представляет интерес для специалистов всего спектра, изучающих человека и осмысливающих гуманитарные эффекты Интернета. Так, социология Интернета - молодое направление в развитии современной науки - предпринимает социальный анализ формирующейся информационной среды в обществе. Предмет ее изучения - аудитория Интернета и формы социокультурного взаимодействия между людьми при обмене социальной информацией. В целом, социологическая интерпретация информационной технологии предполагает, что речь идет об ожидаемых социальных, политических, психологических эффектах, в первую очередь, об изменении систем ценностей и приоритетов социального развития. Настораживающие тенденции здесь сформулированы как риски информационного общества, связанные с замещением духовной культуры узкопрофессиональными знаниями, деформацией досуга, ориентацией на развлекательность, вытеснением реального живого общения, изменением характера человеческого мышления от творческого к инструментальному и формализованному. При этом наблюдаются:
    – излишнее влияние на общество средств массовой информации (особенно рекламы);
    – сложность адаптации к среде информационного общества;
    – опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и простыми потребителями.

    Информационное общество, таким образом, отнюдь не бесконфликтно. Вот данные некоторых исследований, обнародованные на Второй всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информационно-психологической безопасности». Ю. Кудрявцева и ее коллеги провели исследование «Видеосреда как фактор агрессивного поведения» и проследили насколько удовлетворяет потребностям человека видеопродукция, находящаяся на рынке России. Была использована наиболее известная иерархическая классификация потребностей известного американского психолога Абрахама Маслоу:
    – физиологические потребности;
    – потребность в самосохранении;
    – потребность в любви, привязанности и принадлежности к группе;
    – потребность в уважении, самоуважении и признании;
    – потребность в самоактуализации.
    Был проведен анализ 1198 названий видеофильмов. Оказалось, что 28% названий не отвечают ни одной из пяти групп основных потребностей. Из оставшейся части названий 63% связаны с потребностью в самосохранении 9% – с физиологическими потребностями человека, в подавляющем большинстве – с сексуальной потребностью. Сравнив современную видеосреду с той, в которой пребывало население Советского Союза, исследователи пришли к выводу, что она стала более агрессивной, что дегуманизация информации дезорганизует индивидуальное, групповое и массовое сознание. Действительно, в коммуникационных и информационных технологиях заложена уникальная возможность определять восприятие событий человеком и формировать его вкусы, пристрастия, мировоззрение, поведение. Иначе говоря, речь идет о манипуляции сознанием, моделировании и управлении аксиологическим полем на локальном и глобальном уровнях. В истории человечества не было подобных средств массового воздействия. Механизированные технологии коммуникации вступают в конфликт с растущей потребностью в локальной автономии и культурной идентичности, связанной с понятием традиции как продуктом непрерывной интерпретации, связывающей настоящее с прошлым. Формирование потребностей человека – сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием, природной и социальной средой, информацией, которую получает человек со дня его рождения. Информация способна удовлетворять как высшие, так и низшие потребности человека. Пожилые люди, со своей нищенской пенсией, используют информацию для того, чтобы узнать где дешевле купить продукты и лекарства, тем самым удовлетворяя свои физиологические потребности и потребность в самосохранении. Люди, получающие образование или повышающие свой интеллектуальный уровень используют информацию для удовлетворения познавательных потребностей. Те, кто не равнодушен к искусству и культуре, с помощью информации узнают где и когда проходят новые выставки и спектакли, какие новинки появились на книжном рынке, таким образом, удовлетворяя потребности эстетические. С другой стороны, для удовлетворения тех же самых потребностей наркоман использует информацию для приобретения и сбыта наркотиков. Недобросовестные политики заинтересованы в сборе компромата на своего политического оппонента. Псевдо-ученый использует среду Интернет для присвоения чужой интеллектуальной собственности, а богатый коллекционер ищет тех, кто может профессионально украсть шедевр и переправить в его частную коллекцию.
    П. А.Сорокин выявил общую тенденцию чувственного мышления – это рассмотрение человека, его культуры и сознания материалистично и механистично. «Человек становится, в чувственной научной дефиниции, «комплексом электронов и протонов», животным организмом, рефлекторным механизмом, многообразием отношений типа стимул – реакция, психоаналитическим «мешком», наполненным физиологическими стремлениями. Если реальность сенсорна и чувства есть единственный источник познания, то описанная тенденция вполне объяснима, ибо что может быть более чувственным, с этой точки зрения, чем материя, и что может быть реальнее рефлексов, пищеварительных функций, секса и т.п. В такой культуре материальные ценности естественно становятся определяющими, начиная со всемогущего богатства и кончая всеми ценностями, которые удовлетворяют физиологические потребности человека и обеспечивают его обыденный комфорт. Чувственные потребности и удовольствие, как мы видим, становятся единственным критерием того, что такое хорошо и что такое плохо». [П.А.Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М. 1992. С. 468]. В современном обществе, когда богатство, неравенство в имущественном положении признаются вполне законными, где деньги становятся мерой индивидуального богатства и формируют новую психологию, центральным пунктом которой является успех в сфере рыночных отношений, становится очевидным, что потребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий. Они представляют собой определенные стержневые линии организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации, индивидуального развития, воспитания.

    Невозможно найти общество, народ, страну, где бы человек не стремился удовлетворить свои материальные потребности, не искал бы человеческого общения, дружбы и любви, не нуждался бы в уважении и самоуважении, не пытался бы как-то проявить, реализовать себя, узнать нечто новое. Базовые потребности человека объективно соотнесены с общечеловеческими ценностями, свидетелями возрастания интереса к которым в современном мире мы являемся. Всякий предмет, любое событие, все имеет объективную ценность. При этом ценности неравнозначны: они имеют для нас разную меру значимости. И действительно, что представляет большую ценность: модное кольцо с бриллиантом или старая, передаваемая из поколения в поколение, деревянная шкатулка? Какую информацию считать более ценной: о том, что вас любят и уважают или о состоянии банковского счета вашего конкурента? Теория информации призвана учитывать смысловое и эстетическое содержание информации, ее аксиологический потенциал. Общечеловеческие ценности добра, свободы, равенства и справедливости могут рассматриваться как продукты или результаты мировоззренческой спецификации содержательного богатства человеческой природы. Природа человека как совокупность его базовых потребностей дает нам действительно универсальный инструмент для измерения личной и общественной жизни людей. Вместе с тем проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остается важнейшей проблемой социально-политического характера. Ни одно государство, ни одна политическая партия не может в своей практической политике закрывать глаза на потребностные, по сути дела сущностные конфликты, которые связаны не только с определенными вариантами использования ресурсов, но и с выбором определенных вариантов развития самой культуры.

    Само выделение информационного общества как особого объекта исследования имеет общенаучное звучание и значение. Информационные взаимодействия входят в предметные области самых различных научных дисциплин. Отсюда следует, что изучение информационного общества является принципиально мультидисциплинарной областью науки, а социально-философский анализ призван ответить на вопросы: куда и зачем развивается нынешняя общественная ситуация и какова социально-аксиологическая направленность этого развития.