Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > МАНИПУЛЯЦИЯ И ПСИХОЛОГИ

МАНИПУЛЯЦИЯ И ПСИХОЛОГИ

    О.В. Макаренко (Томск)

    В России за последнее десятилетие произошли социальные, экономические и политические преобразования, которые оказали существенное влияние на жителей России. Под давлением этих преобразований меняется образ жизни и ценности россиян. Это в частности проявляется в смещении ценностей россиян по оси «индивидуализм – коллективизм» в сторону индивидуализма. Данная тенденция в свою очередь предполагает ориентацию на себя и свои интересы, и достижение поставленной цели любой ценой. Наиболее ярко это выражено у молодых людей, стремящихся к достижению личного успеха, выбору собственных целей, независимости, благосостоянию с направленностью на социальное неравенство. В свою очередь, это предполагает доминирование в межличностном взаимодействии стратегии манипуляции.
    Наибольший интерес вызывает изучение выраженности стратегии манипуляции у специалистов категории «Человек - Человек», а в частности у психологов. Следует заметить, что во время обучения студенты - психологи изучают психологические особенности человека, а так же различные технологии воздействия на другого человека. И спецификой данной профессии является такое взаимодействие с другими людьми, которое направленно на оказание психологической помощи клиенту в разрешении его проблем. Не секрет, что от «качества» этого взаимодействия во многом зависят эффективность и результативность деятельности психолога. Учитывая перечисленные особенности, было проведено исследование с участием студентов – психологов, для изучения склонности к манипулированию у будущих специалистов.
    Перед тем как описать результаты данного исследования, обратиться к истории термина «манипуляция». Первоначально он использовался в технике. Манипуляторами называли механизмы, напоминающие продолжение руки. Само слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manipulus- пригоршня, горсть (от manus-рука и ple - наполнять), то есть действия, выполняемые руками. В словарях европейских языков «манипуляция» толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями.
    Сейчас данный термин все чаще используется в контексте межличностных отношений и становится предметом изучения в психологии. Манипуляция в данном контексте представляет собой стратегию взаимодействия между людьми, предполагающая учет воздействующим лицом психологических особенностей того, на кого намериваются оказать влияние. Такое влияние осуществляется посредством специально построенной отобранной информации, лжи и подтасовки фактов.
    В книге «Манипулируемый человек» Г.Франке подчеркивает особенность манипуляции как воздействия на собеседника: «Воздействие не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, оно заставляет его захотеть это сделать». Следовательно, манипуляция есть психологическое воздействие, которое требует определенного уровня мастерства и умений, при этом факт воздействия не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иначе, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться».
    Следует отметить, что для манипулятивной позиции характерно отношение к собеседнику как к средству достижения собственных целей. При этом в другом человеке редуцируются качества субъекта принятия решений. «Манипулятор» активно влияет на других людей, управляет и контролирует их для достижения собственных выгод.
    В теориях таких психологов как Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер присутствует идея манипулирования другим человеком. Дж.Уотсон основатель такого направления в психологии как бихевиоризм провозгласил, что «предметом психологии является человеческое поведение». Следовательно, задачи психологии заключаются в том, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию), и, наоборот – по реакции судить о вызвавшем ее стимуле. Исходя из этих представлений, он утверждал, что любого младенца можно превратить в судью или преступника, то есть для необходимой реакции надо подобрать нужный стимул. В продолжение данной идеи Б.Ф.Скиннер, в своих трудах подчеркивал, что изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. По этому поводу Э.Фромм говорит: «Психология Б.Ф.Скиннера – это наука манипулирования поведением; ее цель - обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение». Э.Фромм пишет «В кибернетическую эру личность все больше и больше подвержена манипуляции. Работа, досуг человека манипулируются с помощью рекламы и идеологии – Скиннер называет это «положительные стимулы».
    Во время обучения студенты осваивают не только психологические теории, но и навыки практической деятельности. Так как, при работе с клиентом психолог используют различные техники, направленные на оказание психологической помощи клиенту. Одной из таких техник, наиболее распространенной в настоящее время, является нейро-лингвистическое программирование, использующая навыки как вербального, так и невербального воздействия на человека, для установления эффективной коммуникации в межличностном взаимодействии. Возникает много споров на счет того, является ли данная техника манипулятивной или нет. Тем не менее, некоторые приемы нейро-лингвистического программирования успешно используются не только психологами.
    В связи с вышеперечисленными фактами, целью проведенного исследования было изучение выраженности склонности к манипулированию в межличностном взаимодействии у студентов – психологов. В исследовании участвовали студенты младших курсов, обучающиеся по очной форме на факультете психологии. Использовались такие методики как «Направленность личности в общении» (автор-разработчик Братченко С.Л.), «Методика исследования макиавеллизма личности», позволяющая оценить степень выраженности склонности к манипулированию другими (макиавеллизм), «методика диагностики межличностных отношений Т.Лири».
    Методика «Направленность личности в общении» (автор-разработчик Братченко С.Л.) способствует выявлению и количественной оценке одной из шести коммуникативных направленностей (стратегий): альтероцентрической, авторитарной, манипулятивной, индифферентной, конформной и диалоговой.
    В ходе корреляционного анализа были обнаружены положительные связи между уровнем макиавеллизма обследуемых и такими их основными стратегиями в общении, как авторитарность (r=0,299; p=0,003) и манипулятивность (r=0,380; p=0,000; n=100). Данные свидетельствуют о том, что человек с высокой склонностью к манипулированию другими чаще всего стремится к собственному доминированию, к демонстрации собственной значимости, а также к использованию собеседника для получения разного роды выгоды. К людям он относится как к средствам, как к объектам, не учитывая их мнений и желаний. При этом ему важно убедить собеседников в своей правоте. Девиз такого человека «Только для себя и за счет другого».
    Вместе с тем выявились отрицательные корреляции между уровнем макиавеллизма студентов и такими их направленностями в общении как альтероцентричность (r=-0,372; p=0,000) и конформность (r=-0,215; p=0,032). Можно предположить, что макиавеллисты в общении с другими людьми не склонны ориентироваться на их интересы и пожелания, а тем более жертвовать своими интересами. Для них не характерно «подстраиваться» под собеседника, им не свойственно стремиться понять запросы другого с целью их удовлетворения.
    Следует отметить, что обнаруженные закономерности согласуются с данными, полученными нами с помощью тестирования студентов (n=149) по «методике диагностики межличностных отношений Т.Лири». Данная методика позволяет определить преобладающий тип отношений человека с окружающими. С уровнем макиавеллизма положительно коррелировали такие шкалы этой методики как независимо-доминирующая (r=0,175; p=0,033), прямолинейно – агрессивная (r=0,217; p=0,008), недоверчиво-скептическая (r=0,200; p=0,015). Учитывая, что при этом обследуемые оценивали собственный «реальный образ Я», можно сказать, что «манипулятор» чаще проявляет себя как независимый, недружелюбный, несдержанный и настойчивый в достижении цели. Для него свойственна тенденция к демонстрации чувства собственного превосходства по отношению к другим, с выраженной склонностью к критике, к соперничеству.
    При анализе «желаемого образа Я» у студентов была выявлена корреляция между уровнем их макиавеллизма и властно-лидирующей шкалой (r=0,292; p=0,000), а также с независимо-доминирующей шкалой (r=0,2419; p=0,003). Возможно, что человек с высокими показателями макиавеллизма стремится к еще большей выраженности своего доминирования, независимости, по сравнению с «реальным образом Я».
    Как показало исследование, студенты – психологи с выраженной склонностью к манипулированию другими характеризуются такими личностными чертами как доминирование, независимость, несдержанность, желание руководить. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в межличностном взаимодействии склонность к манипулированию проявляется в доминировании, в отношении к другому как к объекту, средству. Можно предположить, что в основе стратегии манипулирования лежит потребность во власти, которая и заключается в желании воздействовать на других, оказывать на них влияние для достижения собственной цели и выгоды. Люди, которые ориентированы преимущественно на власть, стремятся производить на других впечатление, контролировать других, демонстрировать свои волевые качества, тем самым, игнорируют такие свои качества как уважение к другим, умение выслушать и понять собеседника. В то же время, успешное выполнение профессиональных обязанностей психологом становится невозможным, если не будет услышан и понят клиент, не будут учтены его особенности, не будет установлен контакт. В этом случае, психолог призванный оказывать психологическую помощь другим, находится в заложниках у такой стратегии поведения как манипулирование, которая возможно является препятствием для его развития. Возможно, что люди, используя манипулятивную стратегию поведения, испытывают меньшее благополучие, так как они настолько сильно включаются в осуществление индивидуалистических стремлений (к собственному благополучию), что полностью исключают стремления, которые требует равноправное отношение с другими людьми. «Манипулятор», выстраивая такую систему межличностного взаимодействия, где каждый рассматривается лишь как средство для достижения собственных благ, придает ей формальный характер. Возможно, такое взаимодействие может привести к отчуждению, закрытости данного человека и препятствовать не только личностному, но и профессиональному развитию «манипулятора». Именно способность включаться в близкие и прочные отношения есть показатель психосоциальной зрелости и ключевой компонент психологического роста человека. Следовательно, стремления, связанные с установлением близких, дружеских, партнерских отношений сопряжены с более высоким уровнем благополучия, по сравнению со стремлением к власти, доминированию и к установлению манипулятивных отношений. Для подтверждения этого факта необходимо продолжить исследование в данном направлении.