Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

    М.С. Фабрикант (Минск)

    Слово идентичность в буквальном переводе обозначает тождественность, одинаковость, равенство. Формирование персональной идентичности, таким образом, представляет собой самоопределение личности посредством частичного отождествления с какими-либо аспектами представляемой в индивидуальном опыте внешней реальности. Можно сказать, что процесс личностной самоидентификации заключается в разделении значимых компонентов индивидуального жизненного опыта, как непосредственного, так и опосредованного, на Я и не-Я, причем не-Я затем дифференцируется и оформляется в представления о Других. Персональная идентичность – это все содержание пространства внутри границы, отделяющей Я от не-Я.
    Идентичность может быть более или менее дифференцированной, иметь относительно мало- или многокомпонентную структуру, легко или же с трудом поддаваться изменениям. Малодифференцированная, гомогенная, ригидная идентичность как в классических, так и в современных кросс-культурных исследованиях связывается со приверженностью негативным гетеростереотипам (негативным отношением к отдельным другим культурам, в основе которого, возможно, следует усматривать негативное отношение к генерализованной другой культуре и вообще к Другому), предубеждениям и склонностью, в релевантных ситуациях, к соответствующему дискриминирующему поведению. С другой стороны, по мнению современных исследователей-постмодернистов, в постиндустриальных обществах будет происходить постепенная трансформация персональной идентичности посредством осознания относительности границ между Я и не-Я, следствием которого станет прогрессирующая открытость новому опыту и новому знанию, готовность и способность к диалогу с Другим, к поиску общего и легитимации различий.
    Тип и содержание персональной идентичности в значительной степени определяются соответствующими социокультурными прескрипциями, что обусловливает особое место, которое в структуре идентичности занимает социальная идентичность. Социальная идентичность – признание личностью своей принадлежности к определенным микро- и макросоциальным группам. Из этого следует, во-первых, отказ от принадлежности к другим, равноуровневым по отношению к данной, социальным группам, во-вторых, принятие принадлежности к группе более высокого иерархического уровня (при наличии таковой), включающей в себя данную социальную группу. Следует подчеркнуть, что, хотя такая логика и является общей, выводы, к которым посредством ее приходит каждая конкретная личность в ходе самоидентификации, зависит от ее уникального представления об иерархии различных социальных групп, которое может существенным образом отличаться от «объективных» и «правильных» представлений исследователя.
    Принятие своей принадлежности к определенной социальной группе означает самоопределение в качестве члена данной группы, что вызывает необходимость определить соотношение личностных особенностей с особенностями, которые, как считается, характеризуют всех членов данной группы. Это самоопределение может привести к различным моделям идентичности, от полного принятия до радикального отвержения групповых особенностей; последнее, в свою очередь, может спровоцировать как поиск новой социальной идентичности, так и попытки изменить социальную группу, с которой данная личность себя идентифицирует.
    Обозначенные нами особенности социальной идентичности позволяют утверждать о необходимости применения интегративного подхода к ее теоретическому рассмотрению, а также интегративного выбора методов для ее исследования.
    Такая интеграция, на наш взгляд, может осуществляться в следующих основных направлениях.
    1. Интегративное рассмотрение личностной и социальной идентичности как двух взаимосвязанных – взаимовлияющих и взаимодополняющих – аспектов самоопределения личности в социальной реальности. При этом личностная идентичность охватывает индивидуально-специфические черты, в то время как социальная идентичность – особенности, разделяемые вследствие принадлежности к определенной социальной группе. Следует учитывать условность такого первичного разграничения, поскольку конвергенция индивидуальных особенностей с особенностями группы во многих случаях выражено двусторонним процессом, как на стадии самокатегоризации и самоидентификации, так и позднее в ходе развития и трансформации личности, группы и личности в группе. В то же время индивидуальные особенности концептуализируются каждым отдельным субъектом самоидентификации при помощи понятийного аппарата, усвоенного им в ходе социализации и инкультурации, и на основе индивидуального жизненного опыта развития в определенном социальном контексте. Иными словами, личностная идентичность по своей природе социальна, причем, в зависимости от рассматриваемой в каждом конкретном случае группы членства, одни и те же элементы идентичности могут осознаваться как личностные черты либо как социальные самоотнесения (например, в кросс-культурной психологии отмечена большая для представителей меньшинства, чем для представителей большинства тенденция представлять содержание аутостереотипа как индивидуальные особенности и в целом свою принадлежность к определенной национальной культуре – скорее как личностную особенность, чем как индикатор принадлежности к определенной группе). Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда рамки группы членства размыты и трудноопределимы. Таким образом, разграничение социальной и личностной идентичности необходимо для последующей интеграции содержания этих понятий с целью более полного рассмотрения феномена идентичности в многообразии возможных проявлений.
    2. Выстраивание общей интегрированной иерархии разноуровневых пластов социальной идентичности. Очевидно, что социальная идентичность подвергается рефлексии не только со стороны психолога-исследователя, но и со стороны самого носителя данной социальной идентичности. Осмысление отдельных аспектов социальной идентичности приводит к их выстраиванию из хаоса изолированных друг от друга компонентов в некую относительно целостную и непротиворечивую (следуя логике субъекта рефлексии) структуру. Поскольку различные существующие в мире социальные группы взаимно соотносимы иерархически, социальная идентичность стремится приобрести вид общей интегрированной иерархии, в которой определены отношения принадлежности не только личности группе, но и меньшей группы – большей, причем, как показывают данные проведенных нами исследований, одна и та же личность может тем или иным способом согласовывать свою одновременную принадлежность нескольким одно- и разноуровневым группам. Таким образом, при изучении социальной идентичности интерес для исследователя представляют не только отдельные аспекты социальной идентичности и влияние самоотнесения к определенной социальной группе на личностные черты и поведение, но и целостная внутренняя организация социальной идентичности, для выявления которой необходим интегративный подход.
    3. Осуществление исследования как процесса интеграции участником своей социальной идентичности. В продолжение вышеизложенного, следует отметить, что процесс осмысления личностью собственной социальной идентичности в большинстве случаев не имеет ни постоянного и непрерывного, ни систематического характера. Как правило, личность подвергает ревизии усвоенные в ходе социализации и инкультурации компоненты своей социальной идентичности лишь в тех ситуациях, когда внутренние логические противоречия в общей структуре становятся не только очевидными, но и значимыми для осуществления личностью выбора одного из вариантов дальнейшего жизненного пути. Реальные жизненные ситуации в подлинном социальном контексте отличаются крайней сложностью и комплексностью, которая делает невозможным их моделирование методом лабораторного эксперимента, в то время как использование реально возникающих ситуаций такого рода в исследовательских целях трудоемко и – прежде всего – неэтично. Для решения обозначенной здесь проблемы нами предлагается воссоздание особого контекста, который делает релевантной внутреннюю структуру социальной идентичности, а именно – выделенного из течения повседневной жизни контекста психологического исследования. При этом условиям стоящей перед нами задачи отвечает такой тип исследования, в котором носитель изучаемой социальной идентичности должен был бы осуществлять не просто ее презентацию, но и логическое обоснование. Это требует активности как от испытуемого, так и от исследователя. Последнему важно стремиться к пониманию социальной идентичности испытуемого с позиций его собственной, имманентно присущей логики и в свете его собственного мировоззрения, не навязывая чужих «правильных» представлений. Такое исследование может проводиться методом интервью, апеллирующего одновременно к абстрагированным жизненным взглядам собеседника и к его непосредственному жизненному опыту. В наших исследованиях, проводимых с первоначальным акцентом на необходимость понимания понятийного поля и мировосприятия респондента, обнаружена парциальность самопонимания респондента, поскольку для многих респондентов данное исследование было первым опытом комплексной рефлексии своей социальной идентичности. Интервью, концентрирующееся на проблеме социальной идентичности, первоначально обнаруживает многочисленные непроясненные для самого респондента моменты и впоследствии в ходе сократического диалога проявляет тенденции к прогрессирующей интеграции различных ранее принятых личностью аспектов социальной идентичности в более согласованную структуру. Иными словами, понимание социальной идентичности предстает не как некая данность, а как разворачивающийся в ходе исследования процесс постепенной интеграции.
    Итак, на основании всего вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о целесообразности интегративного подхода к анализу социальной идентичности и иго высоком потенциале для данной области социальной психологии.