Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ОБМАН КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

ОБМАН КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

    Точилкина И. (Москва)

    В предыдущей статье, посвященной психологии обмана, было показано, что обман является распространенным социальным явлением. В нашей стране, наверное, нет ни одного человека, который бы ни разу не пострадал от обманщиков и мошенников. Вряд ли кто хочет быть обманутым или «кинутым», как теперь говорят, но почти каждый из нас попадается на «удочку» мошенников. Как этому противостоять? Тем более все мошенники очень изобретательны и постоянно придумывают новые способы по «облапошиванию» наших граждан. Существует такая поговорка : «Предупрежден, значит вооружен». Поэтому, чем больше мы будем знать о возможных технологиях мошенничества, а, главное, на каком принципе воздействия на человека они строятся, тем легче будет не «заглотить червяка» очередного «рыбака»-мошенника. Защитой от вновь придуманной схемы может быть лишь знание общей схемы.
    Основной принцип воздействия мошенника на жертву базируется на манипулировании, т.е. скрытом управлении против воли, при котором обманщик получает преимущество или выгоду за счет жертвы. Простейшим способом манипулирования является обман, т.е. сознательное сообщение ложной информации. Любое мошенничество представляет из себя процесс, который схематично можно описать следующим образом.
    В начале обманщик всегда собирает информацию о потенциальной жертве, ее психотипе с целью обнаружения мишени воздействия или приманке. Это может происходить в считанные минуты или подготовка занимает несколько дней. Главное, что на этом этапе мошеннику необходимо определить те особенности личности, его слабости, потребности и желания, которые и будут использованы при манипулировании, чтобы подтолкнуть жертву к действию в интересах обманщика. Приманкой может быть что угодно, лишь бы это привлекло внимание жертвы к выгодной для нее стороне и одновременно отвлекло от истинной цели обманщика. Вторым этапом воздействия как раз и является обнаружение мишени и приманки. Далее, на третьем этапе, создаются условия для воздействия на жертву в нужном направлении – необходимо вызвать доверие, расположение жертвы, усыпить бдительность, отвлечь внимание от истинной цели. Следующим, предпоследним, этапом является понуждение жертвы к действию. Иногда могут быть использованы и специальные средства воздействия, например, приемы убеждения и психологического давления, внушение, введение в транс, эриксоновский (цыганский) гипноз и т.п. Результатом этих четырех этапов обычно является получение выигрыша обманщиком. Иногда некоторые этапы могут быть выражены не столь явно, но они присутствуют всегда, просто опыт и «мастерство» тех, кто занимается этим видом деятельности, позволяет действовать быстро, хитро и без поражения.
    В универсальную схему воздействия укладываются практически все виды мошенничества и обмана. Разберем некоторые, наиболее популярные у мошенников в современном социуме.
    Рассмотрим сначала так называемое мошенничество «с доставкой на дом». Приманкой в таких случаях является удовлетворение каких-то потребностей. Доверие и расположение достигается имитацией исполнения некой социальной роли, маскировкой под представителя вызывающих доверие служб и организаций. Например, в подъезде дома меняли счетчики электроэнергии, «монтер» предложил за 200 рублей при переустановке изменить показатели и таким образом «сэкономить» оплату жильцам. Многие согласились, с радостью заплатив, однако потом выяснилось, что все показатели остались прежними.
    Или, еще пример, санитарная служба якобы пришла травить тараканов, но хозяйка квартиры отказалась, сославшись на плохое самочувствие или отсутствие времени, тогда липовые санитары продали ей импортное средство от тараканов и взяли штраф за отказ в санобработке. Как потом оказалось, средство в магазине стоило втрое дешевле, а санитарная служба и вовсе никого не посылала.
    Во многих небольших городах в последнее время пострадало много стариков-пенсионеров. К ним наведывались «работники» отделов социального обеспечения и брали шефство над пожилыми по доставке продуктов на дом, естественно по предоплате, да и еще по сниженным ценам. Естественно, ни денег, ни продуктов потом никто не видел.
    Часто в гости к пенсионерам приходили сотрудники «фонда помощи», представившись, как специалисты по оценке ремонта. В это время, пока они обходили с осмотром по комнатам, хозяева писали радостно заявки-заявления, вся процедура занимала 10-15 минут. Гости уходили, пообещав прислать бригаду ремонтников. Хозяева позже обнаруживали пропажу денег, украшений и других вещей, ремонта так никто и не дождался. Все эти примеры – не редкость. Наши граждане настолько доверчивы, что никто не требует предъявления какого-либо документа.
    Не редко предоставляют липовые «услуги на дому». Это может быть и проводка кабельного телевидения с оформлением соответствующего договора или прокладка дешевого газопровода на дачном участке и услуги репетитора, обещающего обучить вашего ребенка по новым методикам. Корче, вариантов множество, итог всегда плачевный – либо услуга не оказана, а деньги «уплыли», либо, те, кто оказывал услугу, прихватили из дома что-нибудь им очень понравившееся.
    Домой могут наведываться различные сотрудники всяких солидных организаций и фондов, занимаясь сбором поборов и жертвоприношений. В Абакане, например, «работники МЧС» собирали деньги на подготовку к эвакуации в случае наводнения. А на Дальнем Востоке «создавался фонд помощи от цунами». Известны случаи, когда соседи уезжали в отпуск, в это время являлись «родственники», обходили дома, собирая деньги на лечение или погребение якобы пострадавших соседей. Таких примеров множество.
    Довольно часто проводят махинации с телефонами. Приманкой является предложение незамедлительно установить телефон, ведь известно, что во многих городах в очереди на установку надо простоять несколько лет. Доверие достигается якобы «принадлежностью» к персоналу АТС. «Благодетели» вычисляют в доме-новостройке первых обладателей телефонов и потом за тройную плату спаривают их номер во время отсутствия хозяев.
    Жертвами телефонных «лохотронов» могут стать доверчивые граждане, которым, позвонив, радостным голосом сообщили, что они выиграли в лототрон и им будет вручен ценный приз, например, телевизор или холодильник, только необходимо по почте заплатить 200 рублей за доставку. Нетрудно догадаться, чем все закончится.
    Ни раз граждане получали счета на оплату телефонов, при виде которых у них буквально наступал столбняк. Речь идет о случаях, когда к телефону подключался мошенник, наговаривавший лихо огромную сумму по международной связи, либо увлекшийся «сексом по телефону». Сейчас, когда технологии позволяют грабителям создавать новые возможности, очень важно с осторожностью относиться к недорогим телефонным аппаратам, приобретаемым не в магазине. Большое число мошенничеств наблюдается при использовании мобильных телефонов. Сюда же можно отнести обман и с телефонными карточками.
    При рассмотрении примеров «мошенничества с доставкой на дом» нельзя не упомянуть о капкане в виде почтового ящика. Что только ни получают наши граждане по почте – это и предложения о приобретении дешевых, очень редких и качественных товаров, товаров для здоровья, сообщения о крупных выигрышах, каталоги книг и другого дешевого барахла, и предложения различных услуг, например эзотерической и психологической помощи. Доверительный тон переписки, все предложения, адресованные лично, любимому и неповторимому, вызывают интерес и доверие. Понятно, что приманкой является любопытство и небольшая сумма платежа, вера в чудо и везение. Доверие подкрепляется качественно оформленными бумагами и конвертом с рекламными материалами, солидными печатями. Поэтому, если что-то приходит по почте, лучше отправить в мусорную корзину и никогда не высылать деньги адресату, которого не знаешь. Последнее время жертвами становились любители-дачники, соблазнившись купить по каталогам необыкновенно урожайные семена невиданных культур новой селекции. Даже получив бандероли с красочными пакетиками, урожая они ждали долго.
    Много примеров, когда в гости приходят хорошо одетые, улыбающиеся молодые люди – представители различных рекламных компаний. Преподносят хозяевам подарки, предлагают за очень небольшие деньги поучаствовать в рекламных распродажах. Вот только товары, приобретенные таким образом, недолго приносят радость их купившим.
    Ясно одно, что можно, даже не выходя из дома, стать жертвой и «клюнуть» на заманчивое предложение.
    Представляется интересным следующий раз рассмотреть виды мошенничества, связанные с лотереями, азартными играми, брачными аферистами, с агентами по сделкам, связанным с недвижимостью, автомобильным рынком, аферами в банковской сфере, при трудоустройстве, с обманом в турфирмах, на транспорте, а также в областях, связанных с религией, целителями, магами, экстрасенсами и гадалками. Видов и техник существует великое множество. Но если бы потенциальные жертвы не были бы такими доверчивыми и умели вовремя разглядеть свою «приманку», то и не было бы столько финансовых потерь, разочарований и психологических проблем. Мы все обладаем рядом свойств личности и слабостями, которые успешно эксплуатируют манипуляторы. Очень важно своевременно увидеть, распознать и понять, что вами манипулируют, а затем научиться применять защиту от мошенников. Очень жаль, что основам психологической безопасности не обучают еще в школе. Представляется очень важным осваивать эти знания и понимать свои «слабые места» как можно раньше. Дальнейшие исследования и будут посвящены этому.