Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ПСИХИАТРА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ПСИХИАТРА

    Е.В. Терещенко (Тверь)

    Психиатру доверено проводить грань между психическим здоровьем и болезнью, определять стратегию и тактику лечения. Это нелегкий труд, требующий серьезной подготовки и специального умения, но он сопряжен еще с целым рядом особенностей, свидетельствующих о большой общественной роли врача-психиатра. Врач – такой же человек, как и все остальные, и решение проблем, поставленных перед ним его профессией, не может быть всем по плечу. Для врачебной деятельности, и в частности работы психиатра, нужно призвание, а кому-то она просто противопоказана. По складу характера, особенностям отношения к окружающему не все способны откликнуться на горе и боль других. Такие люди либо не идут в медицину, либо быстро из нее уходят. Но у каждого врача имеется свой взгляд на данную профессию, свои параметры и принципы, которые могут совпадать с принятыми нормами, а могут быть и сугубо субъективными.
    Мы провели опрос среди врачей-психиатров г. Твери и Тверской обл. в возрасте 25-60 лет в количестве 150 человек на тему «Профессия психиатр». Целью данной работы явился профессиографический и психологический анализ деятельности врача-психиатра. Мы разработали и предложили «Анкету врача-психиатра», содержащую вопросы по основным теоретическим и практическим аспектам деятельности врачей. Анкета носит характер свободной формы. Изучив ответы врачей, мы получили следующие результаты.
    1) Основные принципы общения с пациентом:
    установить контакт и получить данные о психическом состоянии; сформировать отношение принятия и доверия; расположить к себе пациента; вести свободную и целенаправленную беседу; сопереживать, сочувствовать, умение слушать, раскрыть переживания пациента; убедить в лечении; вселить уверенность; понять, полюбить такого, какой есть; не навредить; проявлять уважение, благосклонность, корректность, тактичность, доверие, открытость, доброжелательность, понимание, выдержанность, тактичность, профессионализм.
    2) Наиболее оптимальный возраст и стаж работы врача-психиатра для эффективной деятельности:
    возраст – 30-45 лет, стаж – 10 лет. Накапливается достаточный опыт, позволяющий работать эффективно, жизненный опыт, приобретенный интеллектуальный багаж, формируются навыки, зрелость, жизнестойкость организма; в 30 лет уже есть семья и дети, личностных проблем меньше, силы и здоровье еще есть, а после 45 лет появляется усталость, собственные болезни и проблемы, личностная деформация.
    3) Наиболее важные личностные качества врача-психиатра:
    Образованность, компетентность, интеллектуальность, уравновешенность, внимательность, корректность, эмпатичность, чувство интуиции, коммуникабельность, гуманность, мудрость, опыт, иттеллигентность, работоспособность, терпеливость, чувство долга, аналитик, выдержанность.
    4) Обязательные качества личности студента-медика, желающего стать врачом-психиатром:
    1) высокий интеллект, ум, широкий кругозор, зрелость, гармоничность личности; 2) коммуникабельность, умение вести беседу, ответственность, целенаправленность, корректность, воспитанность, упрямство, гибкость, терпение, альтруизм, порядочность, работоспособность, чувство юмора, добросовестность, упорство, гуманность, доброжелательность, внимательность, сочувствие, сопереживание, эмпатия, желание помочь больному, умение создавать благоприятную атмосферу; 3) интерес к выбранной профессии, к проявлениям психической патологии, влюбленный в специальность «психиатрия», желание быть врачом, желание самосовершенствоваться, способность к нагрузкам и интенсивному труду; 4) умение анализировать и прогнозировать, склонность к научному и профессиональному подходу к решению проблем, развитая интуиция, клиническое мышление.
    5) Профессиональный отбор врачей-психиатров при приеме на работу:
    1) обстоятельное собеседование с психиатром-руководителем; 2) психологическое тестирование, оценка профессиональных и личностных качеств; 3) разбор больного (оценка умения работать с пациентом, анализ состояния); 4) предварительная (месячная) работа в отделении, испытательный срок; 5) отзывы кафедры, характеристики.
    6) Эффективные методы подготовки врачей-психиатров:
    регулярное самообразование, чтение специальной литературы; практика, клинический разбор больных, работа с больными под руководством опытного коллеги; теория, лекции, семинары, тренинги; циклы повышения квалификации, курсы усовершенствования, конференции, семинары; ординатура, интернатура.
    7) Аттестация врачей-психиатров:
    1 раз в 5 лет собеседование по теоретическим и практическим вопросам, тестирование, реферат, экзамен, предоставление истории болезни с ее анализом (официальное); ежемесячно (неофициальное).
    8) Частота проведение обучающих семинаров, тренингов, лекций для врачей-психиатров для обновления знаний и повышения уровня профессионализма:
    - чем чаще, тем лучше, не носящие формальный характер
    - 1 раз в месяц (45 чел.), 1 раз в квартал (80 чел.), 1 раз в год (25 чел.).
    9) Кардинальное отличие врача-психиатра от врачей других специальностей:
    1) на все смотрит через призму социальной опасности; 2) философский взгляд на проблемы; 3) знание всех отраслей медицины; видение больного в целом, со всем комплексом его проблем (здоровье, социальные, семейные и т.д.); 4) повышенная эмпатия; 5) правильно построенная психологическая беседа; 6) лечение и реабилитация; 7) большой субъективизм в постановке диагноза; 8) огромная эмоциональная нагрузка; 9) повышенная тревожность, пессимизм.
    10) Высказывания, которые характеризуют идеального врача-психиатра:
    1) «Я хочу…» - помочь душевно больным и несчастным, видеть пациента здоровым, совершенствовать свои знания, стремиться к профессиональному росту, многого добиться, узнавать новое; работать самостоятельно и независимо; 2) «Я могу…» выслушать пациента и помочь; стать увереннее, работать самостоятельно, добиться успеха; 3) «Я должен…» сделать для больного все возможное, построить грамотную беседу с пациентом; все сделать, что могу, чтобы облегчить состояние больного; любить свою профессию; помогать больным; работать под давлением обстоятельств; совершенствоваться.
    11) Врач-психиатр будущего:
    1) появиться больше возможностей проникнуть в процессы ВНД, иметь представление о патогенезе психических расстройств; быстрая диагностика заболеваний, более развитая диагностическая и реабилитационная база; 2) психиатр-компьютерщик, все компьютеризировано и автоматизировано; 3) врач более грамотный, профессиональный, образованный, но лишенный многих душевных качеств (сочувствие, сострадание); 4) хорошие условия для работы, шикарный кабинет, высокая з/п.
    12) Основные критерии эффективности профессиональной деятельности врача-психиатра:
    1) высокий профессионализм, профессиональная грамотность, знания, повышение профессиональных знаний; широкий кругозор; опыт работы; 2) личностные качества; высокая самооценка; желание работать; 3) умение расположить к себе пациента; количество больных, которым стало лучше после контакта с врачом; снижение процента обострения заболеваний, здоровье пациента; длительность ремиссии и ее качество; оптимальные сроки достижения ремиссии; результативность и эффективность лечения, отсутствие повторных поступлений в отделение в течение 2 лет; адаптация больных вне больничных условий; желание пациента вновь лечиться у данного врача.
    13) Основные личностные проблемы, снижающие эффективность деятельности врача-психиатра и негативно влияющие на психологического состояние врача:
    1) эмоциональное выгорание, поток негативных эмоций, безразличие к работе, несдержанность, разбросанность, высокая аффективная лабильность, раздражительность, неумение выслушать, торопливость, неграмотность врача, низкая толерантность к психоэмоциональным нагрузкам и внешним негативным воздействиям; 2) отсутствие нормальных условий для работы, низкая заработная плата, несвоевременная выдача, отсутствие морального и материального удовлетворения от работы; 3) низкая оценка работы врача со стороны родственников больных; 4) тоталитарность со стороны вышестоящих начальников, административные требования по выполнению количественных показателей отделения и больницы; 5) проблемы дома, состояние физического и психического нездоровья, семейно-бытовые неурядицы.
    14) Изменения, которые происходят в личности врача-психиатра, проработавшего 10 лет:
    1) вырабатывается эмоциональный барьер, отгораживающий от переживаний пациента, появляется безразличие к больным, их проблемам, очерствение души, грубость, эмоциональное оскуднение, эмоциональное выгорание, становиться труднее справиться с эмоциями; 2) появляется «психиатрический отпечаток» от работы, происходит снижение интеллектуально-мнестических функций, появляются стереотипы, накапливается усталость, депрессия; 3) повышается профессионализм, появляется острый «нюх» на душевное нездоровье, рост образованности, осведомленности, кругозора; приобретается опыт, врач становится мудрее, появляется уверенность в себе.
    15) Необходимость введения в штат больницы психолога для работы непосредственно с врачами-психиатрами, суть его работы:
    Да (113 чел.), нет (37 чел.).
    1) решение актуальных проблем в коллективе; 2) снятие негативной энергии и напряжения; помощь в решении семейных проблем и в преодолении стрессовых ситуаций; обследование врачей; психодиагностика и психокоррекция, психотерапевтическая помощь (аутотренинг, позитивная психотерапия) в кабинете психологической разгрузки; 3) обучение врачей этим методикам; проведение обучающих тренингов; 4) введение в штат психоаналитика.
    16) Условия, которые необходимо создать для обеспечения эффективной деятельности врача-психиатра:
    1) уменьшить нагрузку; поменьше «писанины», отсутствие формализма, бюрократизма и администрирования; 2) создание комнаты отдыха, кабинета психологической разгрузки; 3) возможность проявлять индивидуальность; уважение личности врача; 4) оптимальные условия труда: спокойная, деловая обстановка, уютный кабинет на одного врача, доброжелательная атмосфера в коллективе, спокойствие и стабильность; 5) достойная оплата труда, материальная заинтересованность, материальное благополучие, независимость; 6) наличие обучения, современной специальной литературы; 7) улучшение условия содержания больных, доступность всевозможных дополнительных инструментальных методов обследования, иметь возможность эффективно решать социальные вопросы больных, отсутствие материальных преград в лечении и реабилитации больных, наличие необходимых современных лекарственных препаратов, достаточное количество специалистов, достаточное время для беседы с душевнобольным и его наблюдением, материально-техническая база.
    На наш взгляд, полученный материал требует внимательного и детального изучения, так как несет в себе очень важную информационную нагрузку. В ответах врачей наиболее остро прослеживается «негатив», касающийся условий работы. Поэтому необходимо задуматься и предпринять необходимые меры по улучшению условий для эффективной работы врачей