Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФСКОМ АНАЛИЗЕ ФЕНОМЕНА ОТЧУЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФСКОМ АНАЛИЗЕ ФЕНОМЕНА ОТЧУЖДЕНИЯ

    Л.Р. Сулейманов, О.Н. Макаренко (Волжский)

    Поскольку понятие отчуждения, используемое в современной западной философии и социологии, является неоднозначным и неопределённым, то вполне понятным становится и тот факт, что философы и социологи по-разному подходят к изучению проблемы отчуждения в зависимости от того, с каких позиций они рассматривают природу отчуждения. Можно было бы выделить три основных подхода в изучении явлений отчуждения в западной философии и социологии. Во-первых, психологический подход, концентрирующий своё внимание на исследовании различных психологических состояние индивида и раскрывающий отношение индивида к самому себе, окружающему миру и к другим людям. Во-вторых, социологический подход, связанный прежде всего с рассмотрением отчуждения человека в процессе его умственной и физической деятельности. И, в-третьих, культурологических подход, обусловленный анализом различных культурных конфликтов и исследованием так называемого маргинального человека.
    Психологический подход в исследовании явлений отчуждения является на Западе наиболее распространённым, что свидетельствует об определённом влиянии на американскую философию и социологию фрейдовской теории психоанализа. При этом, как правило, исследуются различные невротические состояния личности и прилагаются своеобразные методы лечения путём психотерапии. В этом случае изучаются не социальные условия жизни людей, а индивидуаль-4-ные особенности отдельной личности. Психоанализ становится тем основным методом, с помощью которого пытаются снять напряжение и конфликтность личности и вернуть её вновь к своему психически здоровому состоянию. Но как бы не воздействовали на структуру личности индивидуальным путём, тем не менее практически не удаётся избавиться от отчуждения человека в современном капиталистическом обществе, пока существует социальный строй, основанный на частнособственнических отношениях между людьми. Это положение замечают и сами западные философы и, прежде всего те из них, которые действительно стремятся к позитивному решению данной проблемы.
    Отчуждение как психологический заменитель довольно часто используется в современной философской и социологической литературе. Характерной чертой этого подхода к изучению отчуждения является рассмотрение понятия отчуждения как своего рода феномена отрицания или "уменьшения". Отчуждение становится частью различного рода человеческих извращений и зачастую цриравнивается к понятию аномии. Такой подход к изучению проблемы отчуждения становится неотъемлемой частью всей экзистенциалистской литературы, описывающей внутренние конфликты человеческой личности и смакующей патологические извращения человека.
    Иногда возникновение отчуждённого мироощущения связывается с дезорганизацией личности, являющейся источником агрессивных комплексов. Так, Дэвид Коуп утверждает, что при помощи мазохизма и садизма человек достигает иллюзии независимости и силы, добровольно подчиняясь или, наоборот, господствуя над чем-то или над кем-то.
    Литература, отражающая настроение довольно широких кругов в современном американском обществе, показывает бессилие человека перед современными социальными силами, описывает сомнения, разочарованность, отчаяние и аномию раздробленной и опустошённой личности.
    Такие французские экзистенциалисты как Жан-Поль Сартр и Алъбер Камю мастерски описывают в своих романах состояние отчуждённости современного человека. Так в своём романе "Тошнота", Жан-Поль Сартр раскрывает внутренний мир своего героя Антуана Рокантена, который чувствует, что его охватила тошнота, ощущение бессмысленности жизни. Сартровекий герой чувствует себя отчуждённым не только от окружающих его людей, но и от своего собственного тела. В своих произведениях Сартр подчёркивает, в первую очередь, необходимость возврата к человеку, к нуждам и запросам живой человеческой личности. Но в условиях современной государственно-монополистической организации обращение к личности, в котором, как правило, сделан упор на интимно-личностном экзистенциальном содержании сознания, носит двойственный характер. С одной стороны, оно выполняет критическую функцию, обнаруживая историческую исчерпанность буржуазной организации. С другой, - "личностный протест" легко превращается (вследствие недостаточного уровня развития самой личности) в анархистский бунт в духе Макса Штирнера, который отбрасывает всякую социальность и любую организацию, независимо от её содержания. Критика штирнеровекого "повстанца" полностью приложима и к концепциям Ж.-П. Сартра и А.Камю. Экзистенциалисты, перенося конфликты реальности в абстрактно-метафизический план, лишь способствует сохранению существующего положения вещей. Попытки же изменить мир путем сознания (а к ним сводятся все притязания современных бунтарей, несмотря на архиреволющонаризм).
    У Сартра и других мыслителей экзистенциалистского направления можно обнаружить духовную подготовку максимального раскрепощения, то есть своего рода введение в собственную теорию экстремального расслабления, достигаемого в психоделизме и сексе. Здесь речь идёт о той интерпретации бытия-для-себя, которое в контексте межличностных отношений Сартр отождествляет с телом. Оно у него является одновременно и телом и сознанием. С позиций Сартра тело как в-себе-бытие должно представлять угрозу для свободы сознания, поэтому интимные отношения между людьми, т.е. любовь у Сартра - это всегда нечто, начисто лишённое намёка на духовность, таким образом, пансексуализация межличностных отношений приводит к онтологизации физиологического определения человеческого тела. Поставив на уровень философского рассмотрения "теорию любви" Сартр "доказвал" приоритет секса в жизни человека, якобы обусловливающего снятие отчуждённости в обществе. Большой оригинальности в утверждении этой "иетины" он не достиг, но среди мудрствований и обоснований они обретали вес и силу закона. Оставалось только всё это перенести из своих философских трактатов в мир каждодневного опыта и произнести: "Сексуальный акт - это праздник таинства бытия", а отсюда и соответствующий вывод: "Секс - это всё!" Таким образом, Ж.-П.Сартр в основу своей концещии кладёт (так же как Э.Фромм, Маркузе и др.) фрейдовскую концепцию влечений, доказывающего благо освобождения Эроса от оков репрессивной организации, т.е. решение проблемы межличностных взаимоотношений Сартр находит на путях эротизации сексуализации, которые хоть как-то символизируют живое в человеке.
    Герои Камю также испытывают состояние отчуждённости, постоянно ощущая свою абсурдность борьбы с миром и внутреннюю опустошённость. "Миф о Сизифе", "Посторонний", "Недоразумение" - все эти произведения А.Камю пропитаны идеей абсурдности существования и в них красочно и метко вскрываются психология отчуждения человека в буржуазном обществе. Произведения, выходящие из-под пера американских экзистенциалистов, также посвящаются рассмотрению этой проблематики. Как уже было отмечено, Норман Мейлер в небольшом эссе "Белый негр" раскрыл психопатические стороны хипстеризма, а в одной из своих последних книг "Каннибалы и христиане" описывает чувства незавершённости, раздражения и отчуждённости современного человека. В целом, экзистенциалистская литература в значительной степени отражает определённые горизонты социальной действительности, где отчуждение человека в рамках буржуазного общества достигает своего апогея.
    Однако, рассмотрение отчуждения как своего рода отрицания или аномии едва ли может привести к правильному решению данной проблемы, так как при психологическом подходе к изучению явлений отчуждения, социальная действительность описывается лишь в терминах предполагаемой действительности. В этом смысле отчуждение приравнивается к личной дезорганизации, а сама личность рассматривается порой как источник различного рода агрессивных комплексов. Неучастие в общественной жизни, выключение из социальной системы, патология и неврозы - всё это рассматривается как психологическое отчуждение человека. Анализ конкретной социальной действительности при психологическом подходе к изучению явлений отчуждения оказывается вне предела рассмотрения, что естественно накладывает отпечаток на понимание сущности феномена отчуждения. Психологический подход, таким образом, не может обеспечить правильного объяснения причинных факторов, лежащих в основе отчуждения, так как в этом случае игнорируется социально-экономическая сторона жизни общества.
    Наряду с психологическим подходом к изучению явлений отчуждения, на фоне всевозможных исследований современных западных теоретиков рельефно вырисовывается социологический подход, который прежде всего связан с разделением социальной и личной дезорганизации. Здесь появляется новый комплекс проблем, направленных в основном на изучение поведения личности в её трудовой деятельности.
    В условиях антагонистического общества человек отчуждается как от продуктов своего труда, так и от процесса трудовой деятельности.
    В современной философской и социологической литературе этот аспект отчуждения человека в процессе труда занимает значительное место. Характеризуя это положение, американский социолог Мелвин Симэн отмечает, что критика индустриального общества сосредоточивает своё внимание на проблеме отчуждения, связанной с непосредственным процессом трудовой деятельности человека.
    Западноевропейские и американские философы и социологи проводят значительное количество эмпирических исследований, направленных на изучение степени отчуждённости человека в процессе трудовой деятельности. На основании этих исследований делаются определённые выводы и высказываются различного рода рекомендации для улучшения трудового процесса и повышения производительности труда на том или ином предприятии. Одни социологи исследуют влияние ценностных ориентации и ролевых конфликтов на степень отчуждения человека в процессе его трудовой деятельности. Так, например, в одном из таких исследований, проведённых американскими социологами, на основе изучения отчуждения от работы среди мексиканских, мекеикано-американских и англо-американских банковских служащих было установлено влияние определённых ценностных ориентации на динамику организации поведения служащих. Ценностные ориентации при этом расематривались как компоненты и организации производства, и самой личности?
    Теоретические выводы данного исследования сводились к тому, что поскольку отчуждение человека в процессе его трудовой деятельности зависит от ценностной ориентации самой личности, то с изменением соответствующим образом ценностной ориентации отдельной личности, тем самым снимается и отчуждение человека. Может быть, это в какой-то степени и приемлемо для такого рода исследований, но едва ли подобное решение ликвидации отчуждения может быть распространено на все стороны трудовой деятельности человека. Причина отчуждения в процессе трудовой деятельности человека в обществе лежит в основе самого способа производства, порождающего отношения подчинения и зависимости одного человека от другого. Поэтому ликвидация отчуждения должна быть прежде всего связана с коренным преобразованием самого общества, а не с частичным разрешением отдельных противоречий, связанных с той или иной ценностной ориентацией отдельной личности.
    Другие социологи исследуют зависимость степени отчуждения от уровня структурной организации производства и, в частности, от уровня централизации и формализации. В одном из таких исследований рассматривалось отчуждение от работы и отчуждение от "экспрессивных" отношений в зависимости от уровня централизации и формализации процессов трудовой деятельности. При этом отчуждение от работы понималось как отражение чувства разочарования рабочего в своей карьере и профессиональном совершенствовании, а отчуждение от "экспрессивных" отношений - как отражение чувства неудовлетворённости в социальных отношениях с мастерами и другими рабочими..
    Выше описанные компоненты отчуждения социологи, проводившее данное исследование, сравнивали с двумя видами отчуждения, а именно, - отчуждением от процесса труда и отчуждением между самими рабочими. При этом авторы данного исследования пришли к выводу, что чем больше уровень централизации и формализации различных учреждений, тем больше и уровень отчуждения человека от работы и от "экспрессивных" отношений между людьми.