Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > БИОСЕНСОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

БИОСЕНСОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

    А.С. Захаревич (Санкт-Петербург)

    Ключевые аспекты биосенсорной психологии основываются на новом научном направления – сенсологии, как науки о тонкочувственном восприятии человеком окружающего мира, способах развития такого восприятия и влиянии человека на окружающую действительность за счет своих естественных способностей.
    Биосенсорная психология, как подраздел общей сенсологии, рассматривают психику человека как материальное образование, поддерживаемое материальными энергетическими носителями, которые проявляются как в известных современной науке формах взаимодействий (электромагнитное излучение, гравитационное, химическое и т.п.), так и в формах, ещё незарегистрированных современными приборными средствами, но косвенно выявляемых методами наблюдения. Соответственно, и все психические взаимодействия, психологические и психотерапевтические воздействия носят материальный характер, осуществляемый посредством материальных энергоносителей. В этом основное отличие биосенсорной психологии от многих направлений и методов, используемых в психологии.
    На наш взгляд, основное заблуждение большинства психологических подходов – есть идеальное отношение к носителю сознания – психике. То есть многие психологи противоречат сами себе, говоря и используя информационную составляющую психики в виде сознания как такового и функций и свойств его сопровождающих, но отказывая ему в материальности. Идеальность (в отличие от материальности) в отношении к психике есть тот провал, который не даёт создать единый взгляд на различные формы психологического воздействия и взаимодействия, например: убеждения, внушения, гипноза.
    Действительно, как психолог-материалист может работать с тем, материала для создания чего не существует? Если же допустить, что психолог готов работать с идеальной формой чего бы то ни было, то он превращается в обычного священника.
    Второе заблуждение психологии, состоит в разделении любой формы психологического воздействия, как изменения рисунка реакций мышления, на гипноз, внушение, убеждение. Для раскрытия этого положения, введем ряд понятий.
    Постулат 1. Информационность не может быть присуща тому, чего не существует материально. Рисунок сознания – есть следствие неизвестных, не доступных сегодня науке, но совершенно материальных психоформ - психоматриц.
    Постулат 2. Любая форма изменения личностных реакций человека под воздействием убеждения, внушения, гипноза – есть один и тот же процесс с различной степенью тяжести и сложности и контролируемости последствий, поскольку мы имеем дело с регулированием одних и тех же систем разными методами и с различным усилием, но единым импульсом направленности, выражающимся в итоговом изменении реакций (рисунка) личностного мышления и личностного восприятия.
    Исходя из этого, методы психологического воздействия на клиента могут быть подразделены не на убеждение, внушение, гипноз, а по двум основным признакам:
    Методы насильственного излома восприятия и его свойств с итогом в виде принудительного поворота сознания в требуемом направлении.
    Методы завлекающего характера, имеющие основной первопричиной скрытый, используемый психологом интерес его клиента.
    В первом случае мы имеем дело с формой насилия, во втором - формой скрытой торговли. Здесь можно упомянуть категорию неизбежно приходящую на ум любому развитому оппоненту: движение клиента и психолога в параллельном направлении. Однако если бы интересы клиента и психолога, выражающиеся в движении в одном направлении, существовали изначально, то клиент решал бы свои проблемы самостоятельно, а психологи вымерли бы от голода.
    Насильственные методы, исходя из постулата 1, могут быть разделены на методы:
    • разрушения деструктивных узлов психоматриц;
    • подмены и внедрения слоёв психоматриц явным (магия, оккультизм, йога и т.п.) или интуитивно-скрытым (психиатрия, психотерапия, психология, священничество) психическим инструментарием.
    Перераспределения (случайное либо направленное) слоёв психоматриц, похожее на перетасовывание карточной колоды элементами или пластами.
    При этом незнание скрытых форм воздействующего психического инструментария не является условием, мешающим его использовать. Так человек, совершенно незнающий основ анатомии и физиологии, дышит, перемещается и продолжает свой род.
    Существует огромное количество практик, развивающих физичность этого инструментария и никто не виноват, что средний психолог ими не владеет и не пользуется.
    Наиболее сильным насильственным методом является гипноз, при котором у клиента чаще всего наступает эффект перерегулирования и часть слоев психоматриц обесточивается.
    Завлекающие методы психологического воздействия. Исходя из постулата 1,эти методы действуют теми же путями с разницей лишь в том, что личные действия по разрушению, подмене и перетасовыванию слоёв психоматриц, клиент совершает самостоятельно, используя подсознательно вышеназванные механизмы регулирования. При этом он исходит из ценностных систем и шкал, предлагаемых ему психологом с целью «торговли» с ним (клиентом). Здесь в качестве «товара» и его «оплаты» выступают: с одной стороны, ожидаемые клиентом душевные состояния (не спокойствие, а именно – ожидаемые), а с другой - материальная конфигурация рисунка сознания, реакций, восприятия или иных прочих присущих конкретной ситуации структур.
    Проблема клиента и наша задача (задача психолога) выглядит следующим образом:
    с одной стороны - у клиента существует не реализованный, как правило, скрытый интерес, который он может сам и не знать;
    с другой стороны – формы его восприятия, сознания, реакций, не дающие возможности для его (интереса) реализации.
    В итоге, основным событием ситуации «торговли» выступают:
    - с одной стороны, невозможность реализации клиентом самостоятельно своего скрытого интереса,
    - с другой стороны, предложения со стороны психолога целого ряда преимуществ, включая, приближение реализации его скрытого интереса, при условии, что клиент самостоятельно включит собственные скрытые механизмы, с помощью которых будет произведено его же насилие над его же личностью в целях реализации скрытого интереса либо приближения к соответствию с собственным идеалом.
    Соответствие внутреннему идеалу – самый сильный стимул для самостоятельного перетасовывания психики. Внутренний идеал и есть тот самый скрытый интерес.
    Восстанавливая одну часть психики, нельзя забывать об остальных, иначе проблема будет выжата в другие её пласты – сны, побуждения и позывы или в вообще непонятное. Проблема может проявиться позже так же и там же в тех же интерпретациях.
    Таким образом, задачи биосенсорной психологии становятся шире - открыть «дверцу», установить сообщение между пластами психики и дать возможность несообщающимся, в прямом смысле слова, «сосудам» соединиться. В результате у человека часть «психического» перейдет в «физическое» и наоборот. Уравновешенные естественно-необходимым для жизни образом структуры человека не дадут возможности для развития отклонений и «размоют» ранее существовавшие. При этом резко возрастает адаптивность организма и его способность к мутациям.

    Вопрос о сути биосенсорной психологии не может быть рассмотрен без определения видов психологического консультирования с точки зрения потребительского интереса:
    • психология в форме лечебно-оздоровительных мероприятий;
    • психология в форме методов познания и самопознания;
    • психология в форме технологий направляющего, агрессирующего или насильственного характера;
    • психология в форме установления «человеческих условий существования» или иначе – формы, предвосхищающей психологическое консультирование, т.е. формы, создающей условия в которых человек не нуждался бы в психологическом консультировании.

    Отсюда следуют цели психологического консультирования: единой сути психологического консультирования нет, поскольку слишком разнятся их цели и истоки.
    Основная направленность подготовки специалиста по биосенсорной психологии заключается в изменении его психофизиологического статуса для непосредственного восприятия психических процессов путем переноса некоторых особых качеств и способностей психики, свойственных и проявляемых в особых состояниях сознания, в естественное состояние - с целью их осознанного применения в профессиональной деятельности. В связи с этим в биосенсорной психологии этап осмысления психических процессов сменяется процессом набора опыта. При этом основной психологический эффект при качественной подготовке психолога должен проявляться в виде эффекта присутствия - с применением, «самого себя» как реального фактора психологического воздействия, когда именно состояние самого специалиста по биосенсорной психологии является настроечным или управляемо диссонирующим с состоянием его подопечного.
    Таким образом, в практических приемах биосенсорная психология оперируют не столько жесткими алгоритмами психологической деятельности, сколько интуитивно-творческим определением набора необходимых действий для выведения клиента на качественно новый уровень психических состояний, при этом активно применяется способ выявления и трансформации скрытых психических реакций человека.
    Особо необходимо отметить использование в биосенсорной психологии нового класса энергосенсорных дыхательных психотехнологий для изменения состояний сознания человека. Они разрабатывались как самостоятельное направление дыхательных психотехнологий, в некоторых вторичных аспектах соприкасающееся с уже используемыми в психологии - Реберфингом Леонарда Орра и Холотропным дыханием Станислава Грофа. Последние (Реберфинг и Холотропное дыхание) использовались авторами на первоначальном этапе исследований при создании энергосенсорных типов дыхательных психотехнологий для выявления биосенсорных и психоэнергоинформационных элементов дыхания. И хотя энергосенсорные дыхательные психотехнологии используют некоторые общие (с Реберфингом и Холотропным дыханием) описательные и классифицирующие элементы, но, по сути, имеют совершенно отличные цели и методы их реализации.
    В своей деятельности авторы опираются на собственные запатентованные разработки в области регуляции психических процессов человека (патенты Российской Федерации от 27.08.1999 «Способ регулирования эмоциональноэмоционально-психического состояния» и от27.06.2001 «Способ выявления скрытых психических реакций человека», авторы В.Тонков, А.Захаревич, А.Горюнов и др.) и представляет собой современную самостоятельную Российскую школу со своими базовыми подходами к изучению и развитию психики и организма человека с активным использованием измененных состояний сознания, включая разработанный собственный категориально-смысловой аппарат.
    Для качественного обучения и подготовки специалистов лицензированы программы дополнительного профессионального образования по направлениям деятельности Санкт-Петербургского Института социального развития естественных способностей.
    Подготовка специалистов по биосенсорной психологии включает в себя обучение по следующим программам:
    1. Общая сенсология (до 500 часов)
    2. Современные методы сенсологии в психологии и психотерапии (496 часов)
    3. Практическая сенсология в дыхательных психотехниках (496 часов).
    В настоящее время образовательные проекты по биосенсорной психологии реализуются в Санкт-Петербурге, Москве, других регионах России, странах СНГ, Прибалтике, Великобритании.