Вход  Карта сайта
МЕТОД ПСИХОЛОГИИ С ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОЗИЦИИ > ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ПСИХОТЕРАПЕВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ПСИХОТЕРАПЕВ

    М.А. Бебчук (Москва)

    ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ПСИХОТЕРАПЕВТА (КОНСУЛЬТАНТА)

    В специальной литературе существует несколько определений семейной психотерапии. Так, например, семейной психотерапией называют лечение семьи и при помощи семьи, т.е. семья является полем воздействия семейного психотерапевта, средством терапии и средой реабилитации. Кроме того, под семейной психотерапией понимают комплекс психотерапевтических воздействий, направленных на оптимизацию семейного функционирования.
    Системная семейная психотерапия, основой которой является общая теория систем Л. Берталанфи, фокусируется не на каждом члене семьи с последующим суммированием информации для получения общей картины, а исходит из того, что понять отдельного члена семьи (части) можно лишь при условии понимания совместного функционирования всех членов семьи (целого). В рамках этой парадигмы симптоматическое (проблемное) поведение кого-либо из членов семьи рассматривается как форма коммуникации, выполняющая определенные функции в системе.
    Специфика работы специалиста в системном подходе заключается в том, что единицей воздействия психотерапевта (консультанта) является не пациент – «носитель» симптома, а вся семья. В рамках этого подхода семья понимается как живая открытая система, которая функционирует по определенным законам, а все элементы этой системы взаимосвязаны и влияют друг на друга.
    В качестве иллюстрации таких взаимовлияний (циркулярных последовательностей) рассмотрим семью, в которой у ребенка наблюдается любое симптоматическое поведение: страхи, головные боли, энурез, воровство, академическая неуспеваемость и т.д. Независимо от происхождения перечисленных расстройств, другая (оставшаяся) часть семьи реагирует на их наличие. Как?
    На поведенческом уровне другие члены семьи:
    Помогают ребенку,
    Защищают,
    Ругают,
    Наказывают и т.д.
    Но в любом случае родители фиксируют факт наличия симптома и фокусируют на нем свое внимание, и, тогда, проблемное поведение ребенка становиться фокусом взаимодействия взрослых. А кроме этого, родители
    Переключаются со своих личных проблем,
    Обсуждают, ищут способ нормализовать поведение или освободиться от симптома, т.е. сплачиваются «в борьбе» с заболеванием,
    Чувствуют себя нужными, и
    Наконец, фиксируются в родительской роли.
    Зачем? Затем, чтобы не быть в супружеской позиции и не обсуждать супружеские проблемы, или чувствовать свою необходимость хотя бы для ребенка и т.д.
    Таким образом, симптоматическое поведение часто является «условно-спасительным» для семьи, является попыткой сохранить стабильность семейной системы. Именно поэтому, мы, работающие в стационаре, часто сталкиваемся со случаями ухудшения состояния ребенка во время лечебного отпуска или после выписки домой, вплоть до необходимости повторной госпитализации. Семья не принимает изменений одного из членов (ребенка), т.к. это нарушает уже ставшее привычным функционирование.
    Все описанное происходит внутри семейной системы. С другой стороны, наличие проблемного поведения у ребенка, меняет взаимодействие семьи с внешним окружением (академическая неуспеваемость – с учителями, алкоголизация ребенка – с соседями, воровство – с правоохранительными органами, энурез – с друзьями по отдыху, мастурбация – с воспитателями детского сада и т.д.). В свою очередь, часто под давлением общественного мнения, под давлением изменения (понижения) социального статуса семьи, имеющего проблемного ребенка, между родителями нарастает напряжение, ухудшаются отношения (вплоть до развода). И только тогда один из родителей (чаще – мать) обращается к специалисту, например, к психиатру, пытаясь переложить всю ответственность за благополучие и здоровье ребенка на врача.
    ПОЧЕМУ же семейная терапия, а не индивидуальная?
    Действительно, как правило, к психотерапевту (как и к психиатру) обращается мама по поводу ребенка. И требуется убедить родителей в преимуществах семейной формы работы. А они (преимущества) есть!
    Во-первых, семейная психотерапия – «экологически чище». В рамках индивидуальной терапии психотерапевт естественно устанавливает доверительные и добрые отношения с пациентом. Они играют вместе так, как мама с ребенком не играет, они разговаривают о том, о чем мама с ребенком не может, не хочет или не умеет разговаривать. Что чувствует мама? Злость и ревность по отношению к психотерапевту (за то, что та смогла стать «лучшей» мамой ее ребенку), обиду или вину по отношению к своему ребенку. Самооценка, представление о своей родительской компетентности и авторитет мамы падают. Улучшает ли это отношения между ребенком и мамой? Улучшается ли климат в семье? Насколько устойчивыми тогда будут изменения, достигнутые на сеансах психотерапии? Часто мы видим в таких случаях усиление в семье конфликтов, и индивидуальная терапия прекращается на полпути, несмотря на ослабление симптоматики у ребенка.
    Во-вторых, семейная терапия позволяет работать с той средой, в которой живет проблемный ребенок, позволяет использовать ресурсы и возможности преодоления болезненных состояний не только ребенка, а всей семьи. От семьи, особенно от родителей можно получить наилучшую и наиболее важную для ребенка помощь. Поэтому семейный терапевт предлагает поддержку не только детям, но и их родителям.
    В-третьих, семейная терапия является единственным способом профилактики «миграции» симптома по семейной системе, т.е. от одного члена семьи к другому.
    Кто и как часто участвует в семейной терапии?
    Семейный психотерапевт (консультант) приглашает на первую встречу всех членов семьи, проживающих вместе. Опираясь на принцип нейтральности, он исходит из того, что опыт каждого члена семьи уникален, что каждый - незаменим, и информация, полученная от членов семьи, одинаково важна. Кроме того, на первой встрече специалист проводит диагностику, наблюдая реальные коммуникации, существующие коалиции, распределение власти и многое другое. Присутствие всех членов семьи на первой встрече позволяет открыто и честно построить план терапии с учетом интересов и возможностей каждого члена семьи. В дальнейшем, в зависимости от этапа работы, семейный психотерапевт, возможно, будет работать со всей семьей, или отдельно с супружеской парой, или только с ребенком, а может быть и с бабушкой.
    Семьи приходят на прием, как правило, один раз в неделю, иногда реже.
    Нередко особым фокусом работы системного семейного терапевта являются отцы и их место, роль и значение в функционировании семьи. По статистике Института интегративной семейной терапии (Москва) первичные обращения к специалистам по поводу проблемного ребенка исходят в 93% от матерей, в 4% - от бабушек, 2% – от представителей детских учреждений, друзей, крестных и других заинтересованных лиц, и только в 1% случаев за помощью обращаются отцы (отчимы)!
    Длительность психотерапии зависит от многих факторов. Не редко достаточно одной встречи, иногда работа может продолжаться около года.
    Методы семейной терапии можно разделить на:
    • Методы, направленные на взаимодействие во время терапевтических сессий.
    • Циркулярное интервью, скульптура семьи, рефлексирующая команда, ролевая игра, психодраматические техники, метафора, позитивное переформулирование, регуляция последовательности коммуникаций, управляющий договор и многие другие.
    • Методы, направленные на взаимодействие между терапевтическими сессиями.
    Домашние задания: предписание симптома, предписание новых правил и ритуалов, семейные соглашения, поведенческие задания, составление генограммы.
    Как было описано выше, любое проблемное поведение ребенка приводит в движение семейную систему, которая не всегда самостоятельно может выйти из кризиса. Инструмент семейного психотерапевта является достаточно универсальным и адресован:
    • семьям с детьми-инвалидами;
    • семьям с детьми, имеющими отклонения в психическом здоровье или развитии, в том числе тем, кто ранее лечился в психиатрической больнице (суицидальное поведение, депрессии, страхи, тики, энурез и др.);
    • семьям с детьми, имеющими некоторые острые или хронические соматические расстройства (тошнота, рвота, головные боли и др.);
    • семьям с детьми с нарушениями поведения (ложь, воровство, злоупотребление токсическими средствами), с трудностями адаптации в школе и проблемами успеваемости (гиперактивность, невнимательность, инфантилизм);
    • семьям со сложностями в детско-родительских отношениях;
    • семьям с приемными детьми;
    • неполным семьям;
    • большим семьям, в которых 3-4 поколения проживают вместе;
    • супружеским парам с трудностями взаимопонимания, ослаблением интереса друг к другу, сексуальными дисгармониями, в ситуациях ревности, измены, конфликтов, развода;
    • семьям и супружеским парам, столкнувшимся с одиночеством, беспомощностью (например, в связи с преклонным возрастом) и другим, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
    Т.о. системная семейная психотерапия является самостоятельной областью прикладной психологии, эффективным методом диагностики проблемы в «ОБЪЕМЕ», надежным способом оказания помощи широкому кругу клиентов, включая детей, и, наконец, увлекательной работой для специалистов, дающей простор аналитическому уму и радость неравнодушному сердцу.